Эпитет –
Эпитет (греч. epiJetoV - наложенный, приложенный) - термин теориилитературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, не смотря на егоупотребительность. Сближение истории литературной выразительности систорией языка должно отразиться на теории Э.: его история уже теперьблизка к истории грамматического определения и, вероятно, этому терминусуждено уступить место иным категориям поэтической выразительности. Неимея в теории литературы определенного положения, название Э.прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисеназываются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадениеэто только частичное. Установленного взгляда на Э. у теоретиков нет:одни относят его к фигурам, другие ставят его наряду с фигурами итропами, как самостоятельное синонимов. Средство - это...'>средство поэтической изобразительности;одни отожествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их;одни считают Э. исключительно элементом поэтической речи, другие находятего в прозе. А-р Н. Веселовский ("Из истории Э.", в "Журн. Мин. Народн.Просв.", 1895, № 12) охарактеризовал несколько моментов истории Э.,являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общейистории стиля. Теория литературы имеет дело только с так назыв.украшающим Э. (epitheton ornans); название это неверно и ведет своепроисхождение из старой теории, видевшей в Прием? Узнать в Словаре синонимов. Прием - это...'>приемах поэтического мышлениясредства для украшения поэтической речи; но только явления, обозначенныеэтим названием, представляют собою категорию, выделяемую теориейлитературы в термине Э. Как не всякий Э. имеет форму грамматическогоопределения, так не всякое грамматическое определение есть Э.:определение, суживающее объем определяемого понятия, не есть Э. Логикаразличает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называетпризнак, не заключенный в подлежащем (эта гора высока) и аналитические - такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся вподлежащем (люди смертны). Перенося это различение на грамматическиеопределения, можно сказать, что название Э. носят лишь аналитическиеопределения: "рассеянная буря", "малиновый берет" не Э., но "яснаялазурь", " длиннотенное копье", "щепетильный Лондон", "Боже правый" -эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури,щепетильность - признак, добытый из анализа представления поэта оЛондоне, и т. д. Для логики это различение не безусловно, но для психикитворящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение. Э. - начало разложения слитного комплекса представлений - выделяетпризнак, уже данный в определяемом слове, потому что это необходимо длясознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может намказаться не существенным, случайным, но не таким он является длятворящей мысли. Если былина всегда называет седло черкасским, то не длятого, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому,что это седло богатыря, лучшее, какое народпоэт может себе представить:это не простое определение, а прием стилистической идеализации. Как ииные приемы - условные обороты, типичный формулы - Э. в древнейшемпесенном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемымпри известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с нимскрепленным, что даже противоречия и нелепости не побеждают его ("рукибелые" оказываются у "арапина", царь Калина - "собака" не только в устахего врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру). Это "забвениереального смысла", по терминологии А. Н. Веселовского, есть ужевторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзясчитать первичным: его постоянство, которое обычно считается признакомэпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторогоразнообразия. Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического,лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства еще не было:"лишь позднее оно стало признаком того типически условного - исословного - миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколькоодносторонне, характерным для эпоса и народной поэзии". Анализируяпоэтические Э., А. Н. Веселовский находит возможность разбить их на двеобширные категории: 1) Э. тавтологический, подновляющий нарицательноезначение слова, освежающий его потускневшую в сознании внутреннюю форму("крутой берег": берег - одного происхождения с Berg - и так значиткрутой; "грязи топучие"; "красна девица") и 2) Э. пояснительный,усиливающий, подчеркивающий какой-нибудь один признак; этот признак либосчитается в предмете существенным, либо характеризует его по отношению кпрактической цели и идеальному совершенству. Подметив эту разницу,немецкие теоретики пытались делить Э. на Adjectiva der Bezeichnung (Э.обозначения) и der Beziehung (Э. отношения); первые Готшаль без всякогооснования отожествляет с постоянными, Второй? Узнать в Словаре синонимов. Второй - это...'>вторые - с украшающими, причемнеобходимым признаком последних считает метафоричность. Должно отметить,что, "говоря о существенном признаке, как характерном для содержанияпояснительного Э., мы должны иметь в виду относительность этойсущественности". Так напр., в "белый лебедь", "трава зеленая", эпитетыбезотносительно существенны; наоборот, в "честимый царь", "столыбелодубовые", "ножки резвые" Э. определяет то совершенство, котороежелательно приписать определяемому объекту: коли ножки, то уж резвые,коли царь, то уж честимый. Отсюда пристрастие к Э. золотой, белый и т.п. Особенное внимание обращает А. Н. Веселовский на две группы эпитетов,поверхностно сходный, но по существу и по хронологии глубоко различный:"между ними лежит полоса развития - от безразличия впечатлений к ихсознательной раздельности"; это Э. метафора и Э. синкретический. Первый- как и всякая метафора - предполагает сознательное перенесениеоттеняемого признака с одного из сравниваемых объектов на другой("сладкая тишина", "блестящее общество", "сонный лес"). Второй естьрезультат ассоциации чувственных представлений; не сознавая этого, мыполучаем ощущения слитного характера; получаются такия явления, какaudition coloree - и такие Э., где впечатления слуха и зрения смешаны неметафорически, не иносказательно, но в прямом смысле. Конкретные примерысложны, но можно утверждать, что с психологической точки зрения в такихЭ., как "малиновый звон", "прозрачный звук лошадиных копыт" (Толстой) мыимеем дело скорее с синкретизмом, чем с метафорой. История Э.представляет собою одну из выразительнейших страниц в судьбахлитературных форм; это история не только поэтического стиля, но и всего"поэтического сознания от его физиологических и антропологических начали их выражений в слове - до их закрепощения в ряды формул, наполняющихсясодержанием очередных общественных миросозерцаний. За иным Э., ккоторому мы относимся безучастно, так мы к нему привыкли, лежит далекаяисторико-психологическая перспектива, накопление метафор, сравнений иотвлечений, целая история вкуса и стиля, в его эволюции от идейполезного и желаемого до выделения понятия прекрасного". Так оцениваяэволюцию Э., А. Н. Веселовский видит общее ее направление в "разложенииего типичности индивидуализмом". На первых порах мы имеем Э. типичные,общие для группы, например равно применяемые ко всем героям. Еще вНибелунгах все восхваляемые предметы певец охотно называет белыми илиясными, все отрицательные явления - черны, мрачны. В дальнейшемсамосознание развивающейся личности связано с индивидуализацией еевпечатлений - Э. становится характеризующим; типизирующего Э. уженедостаточно для мысли и она категоризирует его, осложняетприбавлениями: получается сложный Э., подчас совращенный из целогосравнения, описания. Это не единственный вид сложного Э.: сложностьполучается также от парного сочетания синонимов, от соединения взаимноопределяющих Э. и т. д. Говорят, что Э. - пробный камень для поэта; идействительно, есть сторона творчества, которая именно в этомэлементарном приеме находит особенно яркое выражение: это способность канализу, к характеристике. Известное понятие находится в употреблении,оставаясь не разложенным и не задевая мысли: мыслитель - все равно, поэтили прозаик - в одном определении выделяет его признак, существенный, нодотоле незаметный. Такие эпитеты, как у Пушкина "простодушной клеветы"или у Лермонтова "неполных радостей земных" разом, точно вспышка молнии,освещают нам содержание явления, в которое мы еле вдумывались; онипереводят в сознание то, что смутно ощущалось за его порогом. Поэтомунельзя считать основательными указания на плеонастический характерэпитетов: они основаны на смешении логической точки зрения спсихологической. Э., повторяющий - иногда подновляющий - значение определяемого слова, придает емуновый оттенок; он нужен и потому в нем нет плеоназма. А. Г.