Skip navigation

Что такое Берлиоз? Значение слова berlioz, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Берлиоз» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое берлиоз? Узнайте, что означает слово berlioz - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Берлиоз

Берлиоз

Берлиоз (Гектор Berlioz) - замечательный французский композитор имузыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отецбыл доктором и готовил сына к такому же Поприще? Узнать в Словаре синонимов. Поприще - это...'>поприщу, почему и отправил его вПариж. Немолодой человек, увлеченный непреодолимым стремлением к музыке,покинул занятие медициною и поступил в консерваторию, где его учителемтеории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требованийэтого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинулконсерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальныедарования. Первое самостоятельное произведение Б, исполненное публично вцерквах St Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., быламесса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. сновапоступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялсятеорией музыки. В 1828 - 30 гг. вновь были исполнены несколькопроизведений Б.: - увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическаясимфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также невстретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодогокомпозитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успехавыступать на поприще музыкального критика и, после долгих и тщетныхожиданий справедливой оценки его композиторских трудов, он в 1830 г. занаписанную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил, наконец, отпарижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome),связанную с посылкою лауреата в Рим, на казенный счет. Таким образом емудана была возможность посетить Италию, из которой он, однако,возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки.Из своего путешествия Б. привез с собою увертюру "Король Лир" исимфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им"мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией),которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г.положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделалсясотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale deParis", а вслед затем и в "Journal des Debats". Работая в этих изданияхдо 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членомАкадемии. Б. умер в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию,где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах русск. муз.общества. Из многочисленных его произведений особенного вниманиязаслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера"Бенвенуто Челлини" (1838), симфония кантата "Ромео и Жюльетта" (1839),"Погребальная и торжественная симфония" (1640 г.), при открытии июльскойколонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория"Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическаяопера: "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Траянцы в Карфагене"(1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к"Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Излитературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical enAllemagne et en Italic" (Париж, 1854), "Les Soirees de l'orchestre"(Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musiques (Париж,1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traite d'instrumentation"(Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б., как о композиторе,зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельностипошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он теснопримыкал к новому, развивавшемуся в то время в Германии музыкальномунаправлению и, когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последнейгораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давнополучил свою оценку. После своей смерти, а в особенности послеФранко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особою силоюпробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б.приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б.в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов ив мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых исмелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется еготрактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б.появились незадолго пред тем написанные им "Memoires" (Париж, 1870),"Correspondance inedite 1810 - 68" (1878). Ср. "Jullien Hector В."(1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863 - 85);Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B. " (1884); Pohl, "H. B. Studienu. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX - X).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Берлиоз» в других словарях:

Берлиоз

- (Berlioz) Гектор (1803-69) - французский композитор, дирижер. ЧленИнститута Франции (1856). Создатель романтической программной си...
Энциклопедический словарь

Связанные понятия: