Skip navigation

Что такое Струве Петр Бернгардович? Значение struve petr berngardovich, биографический словарь

Значение термина «Струве Петр Бернгардович» в Биографическом словаре. Что такое струве петр бернгардович? Узнайте, что означает слово struve-petr-berngardovich - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Струве Петр Бернгардович

Струве Петр Бернгардовичсловаре. Струве - это...'>Струве (Петр Бернгардович) - публицист, внук астронома В.Я. Струве ; родился в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (Санкт-Петербург, 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с середине 1890-х гг. господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих "Заметках" полемического характера Струве, объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему "два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории; 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его Исторический? Узнать в Словаре Ожегова. Исторический - это...'>исторических судьбах". По мнению Струве, идеалы создаются Действительность? Узнать в Словаре Ожегова. Действительность - это...'>действительностью, а не действительность - идеалами; нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, Струве утверждал, что эту фазу должна пережить и Россия, что "отделение обрабатывающей промышленности от земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеление части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, Струве закончил свои "Заметки" призывом: "признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму". Уже в первом своем труде, однако, Струве признал теорию экономического материализма философски не обоснованной и фактически не проверенной. В силу этого признания, Струве, при свойственном ему нервном искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, Струве вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в "социальных противоречиях" движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая заметка Струве о Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения ("Мир Божий", 1900, № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в то же время общеобязательного морально-общественного идеала, Струве признает необходимость "создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах". Недавно еще восклицавший: "вперед, наука!" (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю заметку призывом: "назад к Лассалю!" Под редакцией Струве вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выделяются: "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестник Европы", 1893, № 7); "Немцы в Австрии и крестьянство" (там же, 1894, № 2); "Основные понятия политической экономии" ("Мир Божий", 1896, № 2); "Свобода и историческая необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897, № 1); "Еще о свободе и необходимости" ("Новое Слово", 1897); "Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии" (там же, за подписью С. Т. Р.). С марта по декабрь 1897 г. Струве был фактическим редактором "Нового Слова" (вместе с М.И. Туганом-Барановским ), в котором вел внутреннее обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей "На разные темы", между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. Струве был фактическим редактором (вместе с М.И. Туган-Барановским) журнала "Начало", в котором вел внутреннее обозрение и напечатал статьи "Попытки артельной организации крепостных крестьян". После закрытия "Начало" Струве стал писать в "Мире Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии", 1900) и в "Северном Курьере" ("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). Струве поместил также ряд статей в "Arch. f. soz. Gesetzgebung und Statistik" Брауна (важнейшая "Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung", 1899), в "Neue Zeit." ("Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J.", 1896) и в "Soziol polit. Zentralblatt" (позже "Soz. Praxis"), в последнем статьи об экономическом развитии в России. В настоящем словаре Струве поместил статьи "Заработная плата", "Картели", "Лассаль", "Маркс", "Рабочий класс" и др. В 1902 г. вышла книга Струве "На разные темы" - сборник его статей за предыдущие годы. Последние статьи ясно указывали на сильный переворот в мировоззрении Струве. Через бернштейнианство и неокантианство он пришел к политическому радикализму и демократизму. На первую очередь в это время он выдвигал политическую задачу борьбы с режимом полицейского самодержавия. В 1902 г. Струве эмигрировал за границу и основал журнал "Освобождение", издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже (Доп. II, 353). Журнал был основан на средства нескольких прогрессивно настроенных земцев. Первые номера отличались большой политической умеренностью, но постепенно журнал привлекал к себе более левые элементы и скоро стал революционным; в особенности революционны были номера, вышедшие после петербургских событий 9 января 1905 г. Слева, в особенности из рядов социал-демократии, на "Освобождение" и на Струве продолжались нападки, хотя Струве постоянно выражал горячие симпатии социализму. При образовании Союза Освобождения (Доп. II, 354) Струве играл самую деятельную роль. Как в журнале, так и в Союзе, он горячо отстаивал полное отрицание борьбы с левыми и направление всей энергии направо, против правительства. Поэтому, несмотря на желание некоторых освобожденцев, его журнал никогда не отвечал на нападки социал-демократов и социалистов-революционеров. Амнистия 21 октября 1905 г. дала Струве возможность вернуться на родину, поселиться в Петербурге и туда же перенести свою публицистическую деятельность. Он принял деятельное участие в организации конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета и остается им до сих пор (февраль 1907 г.). С декабря 1905 по март 1906 г. он редактировал еженедельный журнал "Полярная Звезда" (Доп. II, 439). После прекращения "Полярной Звезды" она была заменена журналом "Свобода и Культура", выходившим "под редакцией С.Л. Франка, при ближайшем участии П. Струве"; в действительности редактором был последний. "Полярная Звезда" была встречена публикой с большим сочувствием и имела успех, но "Свобода и Культура" расходилась с каждым номером все меньше, хотя была прямым продолжением "Полярной Звезды" и на восьмом номере прекратилась. Эти два журнала проводили идеи к.-д. партии, но не были ее официальными органами. Весной и летом 1906 г. Струве редактировал ежедневную вечернюю газету "Дума". И в журнале, и в газете он вел борьбу столько же налево, сколько и направо. С января 1907 г. редактирует московский журнал "Русская Мысль". В к.-д. партии Струве считается одним из наиболее правых. Еще в январе 1906 г., когда партия стояла за учредительное собрание, Струве высказывался решительно против него, возбуждая этим недовольство П.Н. Милюков? Узнать в Энциклопедическом словаре. Милюков - это...'>Милюкова . Вместе с тем Струве решительно подчеркивал свою антипатию к республике, как знамени в борьбе, и поддерживал монархизм к.-д. партии. Когда первая Государственная дума была распущена, Струве, не будучи ее членом, принимал участие в совещаниях членов Думы в Выборге и в выработке выборгского воззвания. Позднее он принял деятельное участие в агитации к.-д. партии при выборах во вторую Государственную думу (декабрь 1906 г. - февраль 1907 г.). Он был выставлен к.-д. партией как один из ее кандидатов и выбран от Петербурга во вторую Государственную думу. См. Л. Тахоцкий "Господин Петр Струве в политике" (СПб., 1906; перепечатан в сборнике статей Троцкого "Наша революция", СПб., изд. Глаголева, без года; в этом памфлете С. характеризуется как оппортунист, постоянно меняющий свое мировоззрение под влиянием внешних событий). Другой социал-демократический памфлет, направленный против С. - А. Луначарский "Три кадета" (Милюков, Родичев и Струве; СПб., 1906). В. В-в.

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):