Skip navigation

Что такое Россия, разд. История русской литературы (библиография)? Значение rossiya razd istoriya russkoi literaturi bibliografiya, биографический словарь

Значение термина «Россия, разд. История русской литературы (библиография)» в Биографическом словаре. Что такое россия, разд. история русской литературы (библиография)? Узнайте, что означает слово rossiya-razd-istoriya-russkoi-literaturi-bibliografiya - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Россия, разд. История русской литературы (библиография)

Россия, разд. История русской литературы (библиография) – Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); Backmeister, "Russische Bibliothek" (Рига и Лейпциг, 1772 - 87); "Известие о некоторых русских писателях", Дмитриевского (издано по-немецки в Лейпциге, по-французски в Ливорно в 1771 г. и т. д., а также в Книга? Узнать в Бизнес словаре. Книга - это...'>книге П. Ефремова : "Материалы для истории русской литературы", Санкт-Петербург, 1867); "Опыт исторического словаря о российских писателях" Николая Новикова (Санкт-Петербург, 1772; перепечатан в "Материалах" Ефремова); епископ Дамаскин (1737 - 1795), "Краткое описание российской ученой истории" (издано в I том "Истории Российской Академии", М. Сухомлинова ) и "Библиотека российская, или Сведения о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших"; Шторх и Ф. Аделунг, "Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 г." (Санкт-Петербург, 1810); В.В. Сопиков, "Опыт российской библиографии" (Санкт-Петербург, 1783 - 1821); "Роспись российским книгам из библиотеки Смирдина" (Санкт-Петербург, 1828, 4 прибавления, Санкт-Петербург, 1829 - 56); Н. Греч , "Опыт истории русской литературы" (Санкт-Петербург, 1822) и, в переделанном виде: "Учебная книга русской словесности" (Санкт-Петербург, 1830); митрополит Евгений , "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина" (1818; 2-е изд., Санкт-Петербург, 1827); его же, "Словарь русских светских писателей, отечественных и чужестранцев, писавших в России" (1838; 2-е изд., Москва, 1845); М.А. Максимович, "История древней русской словесности" (книга I, Киев, 1839); А.В. Никитенко , "Опыт истории русской литературы" (книга I, введение, Санкт-Петербург, 1845); В.Г. Белинский, "Сочинения" (в статьях о Пушкине установлена история новой русской литературы с художественной точки зрения); А.П. Милюков , "Очерк истории русской поэзии" (Санкт-Петербург, 1847; 3 издание, 1864); С.П. Шевырев, "История русской словесности, преимущественно древней" (Москва, 1858 - 1860); А.Д. Галахов , "История русской словесности древней и новой" (Санкт-Петербург, 1863 - 68 и 1875, со включением статей А.Н. Веселовского , А.И. Кирпичникова , О.Ф. Миллера и П.О. Морозова по древней литературе); Ор. Ф. Миллер, "Опыт исторического обозрения русской словесности с хрестоматией, расположенной по эпохам" (2 издание, Санкт-Петербург, 1865 - 66); И. Порфирьев , "История русской словесности" (ч. I: "Древний период", 5 издание, Казань, 1891; часть II: "Новый период", отд. I, изд. 2, 1896; отд. II, изд. 2, 1888; отд. III, 1891); П.В. Владимиров , "Введение в историю русской словесности" (Киев, 1896); А.Н. Пыпин , "История русской литературы" (Санкт-Петербург, 1898 - 99); архимандрит Филарет , "Обзор русской духовной литературы" (I, 862 - 1720, II, 1720 - 1858, Харьков, 1873; издание 3, Санкт-Петербург, 1884); Г. Геннади , "Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетии" (т. I, А - Е, Берлин, 1876; том II, Ж - М; с дополнения Н. Собко , 1880); С.А. Венгеров , "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (Санкт-Петербург, 1886 - 98; вышло 5 томов А, Б, В); князь Н.Н. Голицын , "Библиографический словарь русских писательниц" (Санкт-Петербург, 1889). Библиографические пособия: В.И. Межов , "История русской и всеобщей словесности. Библиографические материалы, с 1855 - 70 г." (Санкт-Петербург, 1872); его же, "Русская историческая библиография за 1865 - 1876 г."; А.Н. Неустроев , "Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703 - 1802 г." (Санкт-Петербург, 1875); его же, "Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703 - 1802 г. и к историческому разысканию о нем" (Санкт-Петербург, 1898); Н.В. Губерти , "Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и замечательных русских книг XVIII столетия" (3 выпуск, из "Чтений московского Общества истории и древностей российских", Москва, 1878 - 1891); С.А. Венгеров, "Русская поэзия. Собрание произведений русских поэтов, частью в полном составе, частью в извлечениях, с важнейшими критико-биографическими статьями и библиографическими примечаниями и портретами" (вышел I том, Санкт-Петербург, 1898, XVIII век); его же, "Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках" (Санкт-Петербург, 1896 - 1899, 3 т А - Б). Описание рукописей: древнейшее обстоятельное описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря в XV веке издано Н.К. Никольским : "Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV века" (Санкт-Петербург, 1897, издание Общества любителей древней письменности). Новейшие ученые описания: собрания графов Ф.А. Толстого (составлено К. Калайдовичем и П. Строевым , 1825 - 27); "собрания Царского и Библиотеки Московского Общества Истории и Древностей, Строева"; А.Х. Востоков , "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея" (Санкт-Петербург, 1842); А.В. Горский и К.И. Неустроев, "Описание рукописей Синодальной библиотеки" (Москва, 1855 - 1869); Викторов, "Славяно-русские рукописи В.М. Ундольского" (Москва, 1870); Андрей Попов , "Описание рукописей и каталог книг церковной печатной библиотеки А.И. Хлудова" (Москва, 1872; первое прибавление, 1875); Н. Петров , "Описание рукописей церковно-археологического музея при киевской духовной академии" (Киев, 1875 - 1879); Арсений, "Описание рукописей Троице-Сергиевой лавры" ("Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1878 и 1879); "Описание рукописей Соловецкого монастыря" (Казань, 1881 - 1886); Ф. Добрянский , "Описание рукописей виленской публичной библиотеки" (Вильна, 1882); Н. Барсуков , "Рукописи археографической комиссии" (Санкт-Петербург, 1882); А.Ф. Бычков , "Описание церковнославянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки" (Санкт-Петербург, 1882); А. Викторов, "Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России" (Санкт-Петербург, 1890); М. Сперанский , "Рукописи тверского музея" (Москва, 1890); П. Строев, "Описание рукописей монастырей Богоявленского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского" (Санкт-Петербург, 1891; издание Общества любителей древней письменности); Лопарев , "Описание рукописей Императорского общества любителей древней письменности" (I - II, Санкт-Петербург, 1891 - 93); А. Титов , "Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. Вахрамееву" (1888 - 1892); А. Родосский , "Описание 432-х рукописей Санкт-Петербургской духовной академии" (Санкт-Петербург, 1893); А. Титов, "Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. Титова" (Санкт-Петербург, 1893); А.И. Яцимирский , "Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина" (Москва, 1896); архимандрит Леонид , "Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова" (Москва, 1893 - 94). Литература переводная. а) Святое писание. Полного перевода Библии на Руси до XV века не существовало; переведены были только избранные места, употреблявшиеся при богослужении. Это разъяснено А. Горским и К.И. Неустроевым в "Описании Синодальной библиотеки". См. еще: Вячеслав Срезневский , "Древний славянский перевод Псалтыри" (Санкт-Петербург, 1877); Гр. Воскресенский , "О переводе Апостола" (Москва, 1879); "О переводе Евангелия" (в "Трудах VI археологического съезда", Одесса, 1886); "О Евангелии от Марка" (Сергиев Посад, 1894; в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1896); Иван Рождественский , "О книге Эсфирь" (Санкт-Петербург, 1885); Василий Лебедев , "О книге Иисуса Навина" (Санкт-Петербург, 1890); Иван Евсеев , "О книге пророка Исаии" (Санкт-Петербург, 1897); П.В. Владимиров, "Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык" (Санкт-Петербург, 1888, издание Общества любителей древней письменности); С. Булич , "Церковнославянские элементы в современной литературе и народном русском языке" (Санкт-Петербург, 1893). б) Учительная литература. В "Истории Церкви" Голубинского (т. I, пол. 1, 715 - 757) представлен библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский, переводной и вообще заимствованной письменности. См. еще П.В. Владимиров, "Обзор южнорусских и западнорусских памятников письменности от XI до XVII столетия" ("Чтения Исторического Общества Нестора Летописца", Киев, 1890, книга IV, 101 - 142 и отдельно); А. Соболевский , "Западное влияние на литературу Московской Руси XV - XVII веков" (в VI книге "Вестника Археологии и Истории" и отдельно, Санкт-Петербург, 1899); А.С. Архангельский , "Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Обозрение рукописного материала" (Санкт-Петербург, 1888); его же, "Творения отцов церкви. Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений" (Казань, 1889 - 1890; обстоятельные рецензии П.В. Владимирова в "Киевских Университетских Известиях", 1891, и И.Н. Жданова , в "Отчете о 34 присуждениях наград Уварова", "Записки Императорской Академии Н.", том 71, Санкт-Петербург, 1893); В. Малинин , "Исследование Златоструя по рукописи XII века Публичной Библиотеки" (Киев, 1878); В. Яковлев , "К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования "Измарагда" (Одесса, 1893); Н. Петров, "О происхождении и составе славяно-русского Пролога" (иноземные источники, Киев, 1875); А.И. Пономарев , "Славяно-русский Пролог в его церковно-просветительном и народно-литературном значении" (Санкт-Петербург, 1890; отдельные поучения из Пролога изданы во II выпуске "Памятников древнерусской церковно-учительной литературы" А.И. Пономарева); епископ Антоний (ныне митрополит Санкт-Петербургский, в миру А. Вадковский), "Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования" (Санкт-Петербург, 1892); Е.В. Петухов , "Материалы и заметки по древнерусской литературе" (Киев, 1893; о "Златой цепи"); Сухомлинов, "О сборниках под названием Пчела" ("Известия Академии Наук", 1853, том II); Бессонов, "Книга Пчела" ("Временник Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1857, книга 25); В. Семенов, "Древнерусская Пчела по пергаментному списку" (Санкт-Петербург, 1893, "Сборник" русского отделения языков Академии Наук, том LIV); статьи о Пчеле в "Журнале Министерства Народного Образования", 1892, № 4 и 1893, № 7; "Материалы для литературной истории русских Пчел" (Москва, 1895); "Шестоднев", составленный Иоанном, экзархом болгарским, по харатейному списку Московской Синодальной Библиотеки 1263, слово в слово и буква в букву (Москва, 1879, из "Чтений" 1873, книга III; труд Бодянского и Андрея Попова); "Книга, глаголемая Козьмы Индикоплова" (Санкт-Петербург, 1886; издание Общества любителей древней письменности); "Шестиднев Георгия Писида". И.А. Шляпкина (Санкт-Петербург, 1882, в "Памятниках древней письменности"); А. Карнеев, "Материалы и заметки по литературной истории Физиолога" (Санкт-Петербург, 1890; издание Общества любителей древней письменности); Александр Александров , "Физиолог" (Казань, 1893; сербский текст по рукописи XVI века); Г. Поливка, "Zur Geschichte des Physiologus in der slavichen Literaturen", "Archiv f. slav. Philologie" (т. XV, 246; т. XVIII, 523); Андрей Попов, "Обзор Хронографов русской редакции" (Москва, 1866 - 1869); к нему "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции" (Москва, 1869); М. Сперанский, "Сербские хронографы из русский первой редакции" (Варшава, 1896; из "Русского Филологического Вестника"); В. Истрин , "Хронографы в русской литературе" (Санкт-Петербург, 1898; из "Византийского Временщика"); П. Милюков , "Очерки по истории русской культуры" (Санкт-Петербург, 1897; цельный, хотя сжатый обзор древнего круга сведений). в) Апокрифы. Издания: А. Пыпин, "Памятник? Узнать в Энциклопедическом словаре. Памятник - это...'>Памятники старой русской литературы" (Санкт-Петербург, 1862); Н. Тихонравов , "Памятники русской отечественной литературы" (1863); Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах" (Санкт-Петербург, 1877) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах" (Санкт-Петербург, 1890); Попов, "Библиографические материалы"; "Палея историческая", издана А. Поповым в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских" (1881, книга 1); "Палея толковая", издана учениками Тихонравова (Москва, 1890 - 1897); И. Франко , "Памятники украиньско-руськой мови и литературы. Т. I. Апокрифи старозавитни" (Львов, 1896; издание Общества Шевченка ). г.) Исследования: А. Пыпин, "Для объяснения статьи о ложных книгах" ("Летописи Археографической Комиссии", 1860, I выпуск "Летописи Археографической Комиссии"); его же статья об апокрифах ("Русское Слово", 1862, № 1 - 2), Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных событиях" (Казань, 1872); Тихонравов, "Отреченные книги древней Руси" ("Сочинения", том I); Успенский , "Толковая Палея" (Казань, 1876); И. Жданов, "Палея" ("Университетские известия", Киев, 1881); В. Истрин, "Замечания о составе Толковой Палеи" в "Известиях II отделения Академии Наук", 1897 - 1898; Веселовский, "Опыты по истории христианской легенды" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 4); Веселовский, "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе" (Санкт-Петербург, 1872); М. Соколов , "Материалы и заметки по старинной литературе" (Москва, 1888); М. Сперанский, "Апокрифические Евангелия" (Москва, 1895) и "Из истории отреченной литературы. I. Гадания по Псалтыри. II. Трепетники" (Санкт-Петербург, 1899, в "Памятниках древней письменности"); В. Сахаров , "Эсхатологические сочиненные сказания" (Тула, 1879); А. Шепелевич, "Этюды о Данте. Видения святого Павла" (Харьков, 1891 - 92); Истрин, "Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила" (Москва, 1897; из "Чтений" Московского Общества истории и древностей); Порфирьев, "Апокрифические молитвы" ("Труды IV археологического съезда", Казань, 1891, том II); Красносельцев , "К вопросу о греческих источниках. Беседа? Узнать в Словаре Даля. Беседа - это...'>Беседы трех святителей" (Одесса, 1890); И. Жданов, "Беседа трех святителей и Joca monachorum" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1892, № 1); А. Васильев , "Anecdota graeco-byzantina" (Москва, 1893). Древний период. а) Обзор литературных явлений домонгольского периода у Е. Голубинского: "История русской церкви" (Москва, 1880). Ранее И.И. Срезневский издал обширный труд: "Древние памятники русского письма и языка XI - XIV века". Общее повременное с выписками, в "Известиях Академии Наук", том X, 1861 - 1863, и отдельно, Санкт-Петербург, 1863; 2-е издание, 1882, без выписок); "Сведения и заметки о малоизвестных памятниках", № I - XCI, Санкт-Петербург, 1867 - 1881 и см. также Н.В. Волков, "Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI - XIV веков и их указатель" (Санкт-Петербург, 1898). Указания на сочинения анонимные, сохранившиеся в поздних списках или известные только по упоминаниям - см. в "Историях церкви" Макария (II, 138, 164, 169; III, 142, 168) и Голубинского (т. I). Далее, М.И. Сухомлинов, "О псевдонимах в древнерусской словесности" (Санкт-Петербург, 1855); Е. Петухов, "К вопросу о Кириллах - авторах в древнерусской литературе" (в "Сборнике отделения русского языка Академии Наук", том XLII, 1887). б) Поучения. Первые писатели из греков оставили полемические сочинения против латинян: митрополит Лев (992 - 1008), Георгий (1065 - 1079), Иоанн II (1080 - 1089), Никифор (1104 - 21): см. Андрей Попов, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян" (XI - XV века, Москва, 1875). Необходимое дополнение к этому - разбор А.С. Павлова в 19-м отчете об Уваровских премиях и отдельно "Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян" (Санкт-Петербург, 1878). "Поучение епископа Навгородского Луки Жидяты" (1035 - 1059; издано в "Русских достопримечательностях", Москва, 1815, в "Истории церкви" митрополита Макария, том I, в "Исторической хрестоматии" Ф. Буслаева, Москва, 1861, и в "Памятниках древнерусской литературы" А.И. Пономарева, в. I, со статьей о Луке ); "Слово о законе и благодати и похвала Владимиру", митрополита Илариона (в "Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе", Москва, 1844; в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1858, книга 7; в "Известиях II отделения Академии Наук", том V; в "Памятниках древнерусской литературы" Пономарева, выпуск I, со статьей об Иларионе); "Поучения преподобного Феодосия Печерского" изданы митрополитом Макарием в "Ученых Записках Академии Наук" (1856, книга II), в "Истории церкви", том II, и в "Памятниках древнерусской литературы" Пономарева, выпуск I. Срезневский указал на Златоструй, как на источник поучения о казнях Божиих ("Сведения и заметки", XXIV, 1866 - 1867). Митрополит Антоний (Вадковский), в книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892, 313 - 336), оспаривает принадлежность Феодосию этого поучения и поучения о чашах (ср. "Историю церкви" Голубинского, I, 672 - 677). Поучение Владимира Мономаха издано в первый раз графом Мусиным-Пушкиным с помощью Болтина , под заглавием "Духовная великого князя Владимира Мономаха" (Санкт-Петербург, 1793); потом "Полное собрание летописей", I, стр. 107, и в "Летописи по Лаврентьевскому списку" (Санкт-Петербург, 1897, стр. 232 - 247 и приложение стр. 41); см. Погодин, "Исследование о жизни и делах Владимира Мономаха" ("Ученые Записки II отделения Академии", 1863, книга VII, выпуск 2); С. Протопопов , "Поучение Владимира Мономаха, как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1874, книга 2); В.А. Воскресенский , "Поучение детям Владимира Мономаха" ("Учебная библиотека", Санкт-Петербург, 1893); Соловьев, о личности Владимира Мономаха в "Истории России" (1894, книга I, стр. 315 и следующие) и Лошнюков ("Киевские Университетские Известия", 1873, ноябрь, 1 - 44 стр.); замечания о Поучении находим в рецензии И.Н. Жданова на "Творения отцов церкви", Архангельского в "Отчете о 24 присуждениях Уваровских премий", стр. 122 - 124, в рецензии Е. Будде на издание Лаврентьевской летописи в "Русском Филологическом Вестнике", 1898, № 1 - 2, в книге М. Сперанского, "Из истории отечественных книг". "Гадания по Псалтыри" (Санкт-Петербург, 1899, стр. 5, 55 и далее). О Клименте Смолятиче XII в. - Х. Лопарев, "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме" (Санкт-Петербург, 1892; "Памятники древней письменности") и особенно Н.К. Никольский: "О литературных трудах митрополита Климента Смолятича" (Санкт-Петербург, 1892). Сочинения Кирилла , епископа туровского (1130 - 82), у Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т. II, Санкт-Петербург, 1858) и А. Пономарева, "Памятники древнерусской церковно-учительной литературы" (т. I, Санкт-Петербург, 1894). О заимствованиях Кирилла из древнегреческих образцов у Никольского, "Климент Смолятич", стр. 87. О Феодосии Греке , монахе XII века, оставившем перевод послания папы Льва I к патриарху Флавиану о IV Вселенском соборе, см. в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1848, № 7 (здесь издан самый перевод) и у Голубинского (т. I, половина 1, стр. 699 - 700). в) Памятники исторические. Иаков мних, в XI веке, написал два сказания: о Владимире святом и святой Ольге и "О первых мучениках русских Борисе и Глебе". Второе издано Срезневским, в "Сказаниях о Борисе и Глебе" (Санкт-Петербург, 1860, в литературном снимке и в чтении), О. Бодянским по списку XII века в "Чтениях", 1870, книга I. "Память и житие Владимира" издано в "Христианском Чтении", 1849. О Иакове см. в "Историях церкви" Макария (т. II) и Голубинского (т. I, половина I, стр. 615 - 619). Преподобный Нестор (родился в 1056 г., умер около 1114) оставил другое сказание о Борисе и Глебе (у Срезневского в "Сказаниях", Санкт-Петербург, 1860) и житие Феодосия Печерского (у Бодянского в "Чтениях", 1858, книга 3, по рукописи XII века). В настоящее время только очень немногие признают Нестора автором первоначальной летописи. О Печерском Патерике, составленном в начале XIII века из биографических трудов преподобного Нестора, епископа Владимирского Симона и печерского инока Поликарпа см. Кубарев , в "Журнале Министерства Просвещения", 1838, № 10, и в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1847, книга 9, и 1858, книга 3; В. Яковлев, "Древнекиевские религиозные сказания" (Варшава, 1875); М. Викторов, "Составители Киево-Печерского Патерика и позднейшая его судьба" (Воронеж, 1871); Голубинский, "История церкви" (I, 1, стр. 628 - 640); А. Шахматов , "Житие Антония и Печерская летопись" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1880, № 3). Об исторических повестях - И. Срезневский, "Памятники X века до Владимира святого" в ("Известиях Академии Наук", том III, 1854, и в "Исторических Чтениях", Санкт-Петербург, 1855, стр. 1 - 26); И.П. Хрущев "О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI - XII столетия" (Киев, 1878). г.) О летописи: Кубарев, в "Историческом Сборнике" (Москва, 1842, том IV); Сухомлинов, "О древнерусской летописи, как памятнике литературном" (в "Ученых Записках II отделения Академии Наук", книга III, 1856); Срезневский, "Исследования о летописях новгородских" (в "Известиях", том II); "Чтения о древнерусских летописях" (Санкт-Петербург, 1862, из "Записок"); Костомаров, "Лекции по русской истории" (Санкт-Петербург, 1861); К.Н. Бестужев-Рюмин , "О составе русских летописей до конца XIV века" (Санкт-Петербург, 1868; из выпуска IV "Летописи занятий Археологической Комиссии"); А. Маркевич , "О летописях" (Одесса, 1883 - 85); И. Тихомиров , "О летописях Тверской, Псковской и Лаврентьевской" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 2; 1883, № 10; 1884, № 10); И. Селигов, "О новгородских летописях и о российской истории В. Татищева", в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" (1887, книга IV и отдельно, Москва, 1888); Шахматов, "Хронология древнейших летописных сводов" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1897, № 4); "О начальном Киевском летописном своде. Исследование" (I - III, Москва, 1897). - Древнейшие списки летописи изданы Археографической комиссией в "Полном Собрании Российских Летописей"; отдельно - "Летописи по Ипатьевскому списку" (Санкт-Петербург, 1871); "Летопись по Лаврентьевскому списку" (издание 3, Санкт-Петербург, 1897). д) Паломники: Даниил игумен, ходивший в Святую Землю в 1106 - 1108 г. Издания: 1) под редакцией А.С. Норова , Санкт-Петербург, 1864, 2) наиболее полное - М. Веневитинова (в "Православном Палестинском Сборнике", выпуск 3 и 9, Санкт-Петербург, 1883 - 85). Путешествие Даниила переведено на французский язык Норовым (Санкт-Петербург, 1864), на греческий Епифанием Маттеи (Санкт-Петербург, 1867), на немецкий А. Лескиным (Лейпциг, 1884). "Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия", с предисловием и примечаниями П. Савваитова , издано Археографической комиссией (Санкт-Петербург, 1872). Позже найдено несколько новых списков (копенгагенский издан Срезневским в "Сведениях и заметках", IX, Санкт-Петербург, 1876, 340 - 352; другие найдены В.М. Истоминым, Х.М. Лопаревым); готовится палестинским обществом новое издание по всем спискам. е) Свидетельства о древней поэзии собраны в книге И.Н. Жданова: "Русская поэзия в домонгольскую эпоху" ("Киевские Университетские Известия", 1879 и отдельно). Литература о "Слове о полку Игореве" чрезвычайно обширна. Оно издано в первый раз графом Мусиным-Пушкиным при сотрудничестве Малиновского и Бантыш-Каменского в 1800 г., под заглавием "Ироическая песнь о походе на половцев князя новгород-северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия, с переложением на употребляемое ныне наречие". Другие издания: Н. Тихонравов, "Слово" и прочее для учащихся (2 издание, Москва, 1868); А. Потебня , "Слово и прочее. Текст и примечания" (Воронеж, 1878). Исследования: Всеволод Миллер , "Взгляд на Слово о полку Игореве" (Москва, 1877, разбор А.Н. Веселовского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1877, № 8); Е. Барсов , "Слово и прочее, как художественный памятник киевской дружинной Руси" (Москва, 1887 - 90, 3 том, не окончено). Обзоры литературы: А. Смирнов , "Литература Слова со времени открытия его до 1876 г." (из "Филологических Записок", Воронеж, 1877); И. Жданов, "Литература Слова о полку Игореве" (Киев, 1880; из "Университетских Известий"); П. Владимиров, "Слово о полку Игореве" (выпуск I, Киев, 1894, из "Университетских Известий"). "Слово" или "Моление Даниила Заточника" (начала XIII века) издано И.А. Шляпкиным в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1889, в предисловии обзор литературы); исследование А. Ляшенки: "О молении Даниила Заточника" (Санкт-Петербург, 1896). Средний период, татарский и московский. а) Поучения. Е. Петухов, "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербург, 1888); "Правило митрополита Кирилла, почти по современной рукописи", в "Российских Достопамятностях" (Москва, 1815, I, 106 - 118; дополнения у Востокова, "Описание русского Румянцевского музея", 302, 321, "Русская Историческая Библиотека", VI, 84 - 102). "Поучения митрополита Петра" - в "Прибавлении к Творениям святых отцов" (1844) и в "Памятниках древнерусского канонического права" А. Павлова, том I. "Поучения митрополита Алексия" в "Прибавлении к Творениям святых отцов" (1849); приписываемый ему перевод Евангелия издан митрополитом Леонтием (Москва, 1892). "Поучение епископа Сарайского Матфея" - см. "История русской церкви", Макария, том V. И.Д. Мансветов, "Митрополит Киприан в его литургической деятельности" (Москва, 1882); "Послания Киприана" - в "Памятниках древнерусского канонического права", Павлова, том I; о Киприане и Епифании у Шевырева, "История русской словесности", III, Ключевского , "Древнерусские жития святых" (Москва, 1871, стр. 78 - 112). Кирилл , игумен Белозерский - его Послания в "Актах Исторических", том I, № 12, 16, 27; в "Хрестоматии" Буслаева, стр. 927 - 932, у Никольского: "Кирилло-Белозерский монастырь" (Санкт-Петербург, 1898). Николаевский , "Русская проповедь в XV и XVI веках" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868); митрополит Фотий (1410 - 1431) - в "Истории церкви" Макария том V; Павлов, "Памятники древнерусского канонического права" (Санкт-Петербург, 1880, "Русская Историческая библиотека", том VI); А. Вадковский (митрополит Антоний), "Исследование о поучениях митрополита Фотия" ("Православный Собеседник" 1875, март, сентябрь; перепечатано в его книге: "Из истории христианской проповеди"). Григорий Цамвлак-Шевырева, "История русской словесности", IV; Макария, "История русской церкви", том V; П.А. Сырку , в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1884, № 11; епископ Мельхисидека, "Жизнь и сочинения Григория Цамвлака" (Бухарест, 1884, на румынском языке). б) XVI век. Геннадий архиепископ Новгородский - Грандицкий, "Православное Обозрение", 1878, сентябрь; 1880, август; в "Русской истории в жизнеописаниях", Костомарова (Санкт-Петербург, 1874, стр. 311 и др.). Об ереси жидовствующих: Николай Руднев , "Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира святого до Иоанна Грозного" (Москва, 1838); "История" Соловьева, том V; "История церкви" Макария и Филарета; Панов, "Ересь жидовствующих" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 1 - 3); Сервицкий "Опыт" ("Православное Обозрение", 1862, № 6 - 8). Иосифа Волоколамского "Просветитель" издан в "Православном Собеседнике" (1859); см. И.П. Хрущев, "Исследование о сочинениях Иосифа Санина, игумена Волоцкого" (Санкт-Петербург, 1868); О Ниле Сорском , Вассиане Патрикееве: А. Правдин, "Нил Сорский и устав его свитской жизни" в "Христианском Чтении" (1877, январь); А.С. Архангельский, "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1882, часть I, "Памятники древней письменности"); "Судное дело Вассиана", в "Чтениях московского общества", 1847, № 9. Полемические сочинения Вассиана изданы А.С. Павловым в "Православном Собеседнике", 1863. См. еще Хрущев, "Князь-инок В. Патрикеев" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 3). Вопросов о нестяжании касался А.С. Павлов в статье "Земское направление русской духовной письменности" ("Православные Собеседники", 1863, книга 1) и в "Историческом очерке секуляризации церковных земель" (Одесса, 1871). "Беседа преподобного Сергия и Германа" издана Археографической комиссией под редакцией В.И. Дружинина и М. Дьяконова (Санкт-Петербург, 1889). Четии-Минеи митрополита Макария: оглавление, составленное в XVII веке справщиком иноком Евфимием , издано В. Ундольским в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1847, книга 4; архимандрит Иосиф, "Подробное оглавление великих Четиих-Миней митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке" (Москва, 1892); Ключевский, "Древнерусские жития святых" (Москва, 1892); Н. Лебедев , "Макарий, митрополит всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1877, часть II; 1878, часть I); К. Заусцинский, "Макарий, митрополит всея России" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1881, № 10 и 11). Великие Четии-Минеи издаются Археографической комиссией (вышли пока: сентябрь, октябрь и треть ноября). Сочинения Максима Грека изданы Казанской духовной академией (Казань, 1859 - 62): А. Горский, "Максим Грек, святогорец", (в "Прибавлении к творениям святых отцов", Москва, 1859, часть XVIII); В. Иконников , "Максим Грек" (Киев, 1865 - 66); Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский" (Санкт-Петербург, 1894); Емельянов, "Ересь Башкина и Феодосия Косого" (в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1862, II); Н. Костомаров, "Исторические монографии" (т. I, "Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке"); Жмакин , "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881, из "Чтений Московского Общества Истории и Древностей Российских"). "Стоглав" издан в "Православном Собеседнике", 1862; другое издание "Стоглава" (Санкт-Петербург, 1863, Кожанчикова ), по сокращенной редакции. О значении Стоглава см. в "Истории русской церкви", Макария. см. Добротворский , статья о Стоглаве в "Православном Собеседнике", 1862; И. Жданов, "Материалы для истории столглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 7 и 8); Н. Лебедев, "Стоглавый собор 1551 г. Опыт изложения его внутренней истории" (выпуск I, Москва, 1882); см. также "Историю канонизации святых", В. Васильева (Москва, 1893), и Е. Голубинского (Сергиев Посад, 1894). Издания "Домостроя": Д. Голохвастова во "Временнике" Московского Общества истории и древностей, 1849, книга I (с 64-й главы), В. Яковлева (Санкт-Петербург, 1897, без 64 главы), В. Яковлева (Одесса, 1887; здесь собраны все редакции "Домостроя"), А. Попова, с предисловием Забелина (Москва, 1882, из "Чтений"; старейшая редакция "Домостроя"); см. И. Некрасов , "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя" (Москва, 1873, из "Чтений"); архимандрит Леонид, "Благовещенский иерей Сильвестр" (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1874, книга I); А. Михайлов, "К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1889, февраль, март, разбор сочинения Некрасова; последний отвечал тем же, июнь, стр. 372 - 390; ответ Михайлова - "Еще к вопросу о Домострое" - там же, 1890, август). в) Паломники и путешественники. "Послание архиепископа Новгородского Василия к епископу Тверскому о земном рае" - (в "Полном Собрании Летописей" VI, 87 - 89, под 1347 г.). Ему Д.Ф. Кобеко ("Опыт исправления текста о святынях Царьграда" в "Известиях Академии Наук", том II, 1897, книги 3 и 4) приписывает "Беседу о святынях Царьграда", изданную Л.Н. Майковым в "Материалах и исследованиях по старинной русской литературе" (выпуск I, Санкт-Петербург, 1890). "Хождение Стефана Новгородца" (в "Сказаниях русского народа" Сахарова, том II). "Хождение Епифания" (быть может Епифания Премудрого, XIV век) издано архимандритом Леонидом в "Православном Палестинском Сборнике", том XVI, выпуск 3 (Санкт-Петербург, 1896). "Хождение Игнатия Смольнянина" 1489 - 1455 издано под редакцией С.В. Арсеньева в "Православном Палестинском Сборнике", в. 12 (Санкт-Петербург, 1887). "Хождение дьяка Александра" - у Сахарова ("Сказания", том II). "Хождение инока Зосимы" (1419 - 1422) издано, под редакцией Х.М. Лопарева, в "Православном Палестинском Сборнике" (выпуск 24, Санкт-Петербург, 1889). "Хождение гостя Василия" (конца XV века) издано в "Палестинском Сборнике" архимандритом Леонидом. "Хождение священноинока Варсанофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461 - 1462", открытое Н.С. Тихонравовым, издано под редакцией С. Долгова (Москва, 1896: "Палестинский Сборник", том XV, выпуск 3). "Путешествие Симеона Суздальца" - в "Сказаниях русского народа" Сахарова, том II. "Рассказ Авраамия" издан по списку XVI века у Андрея Попова, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян" (Москва, 1875, приложение, стр. 399 - 406). "Рассказ о мистерии Вознесения" - у Н.С. Тихонравова (в "Вестнике общества древнерусского искусства", Москва, 1874 - 75). См. А.Н. Веселовский, "Italienische Mysterien in einem russisch. Reisebericht des XV Jahrh." (в "Russische Revue", 1876, том X, 425 и др.); Срезневский, "Хождение за три моря Афанасия Никитина" (в 1466 - 72, Санкт-Петербург, 1857, из "Ученых записок II отделения Академии Наук", книга II); "Хождение Познякова" - И.Е. Забелин в "Чтениях" (1884), Х. Лопарев, в "Палестинском Сборнике" (выпуск 18, Санкт-Петербург, 1887). "Хождение Трифона Коробейникова" - С.О. Долгов в "Чтениях" (1887, книга I), Лопарев в "Палестинском Сборнике" (выпуск 27, Санкт-Петербург, 1888). "Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары 1634 - 37" - в "Палестинском Сборнике" (выпуск 33, 1891, под редакцией С.О. Долгова). "Хождение дьякона Ионы Маленького" издано архимандритом Леонидом в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1882) и С.О. Долговым в "Палестинском Сборнике" (выпуск 42, 1895). "Проскинитарий" Арсения Суханова (издан Н.И. Ивановским в приложении к "Православному Собеседнику", 1880, и в "Палестинском Сборнике", том VII, Санкт-Петербург, 1889). г.) Раскол. Общие обзоры литературы - А.С. Пругавин , "Раскол - сектантство. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (Москва, 1887); Сахаров, "Указатель литературы о расколе" (1887 - 88). История: Н. Руднев, "Рассуждение о ересях и расколах" (Москва, 1838); Н. Субботин , "Материалы для истории раскола за первое время его существования" (Москва, 1875 - 1888); протоиерей Макарий, "История русской церкви" (т. XII и начало XIII, Санкт-Петербург, 1883); Н. Гиббенет, "Историческое исследование дела патриарха Никона" (Санкт-Петербург, 1882 - 1884); Н. Каптерев , "Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях" (Москва, 1885); "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Выпуск 1. Время патриарха Иосифа" (Москва, 1887, из "Православного Обозрения"); С. Белокуров , "Арсений Суханов" (Москва, 1891 - 1897, из "Чтений"); А. Щапов , "Русский раскол старообрядчества" (Казань, 1859); П. Мельников , "Исторические очерки поповщины" (ч. I, Москва, 1864; продолжение в "Русском Вестнике", 1864, № 5; 1866, № 5, 9; 1867, № 2); А. Бороздин , "Протопоп Аввакум" (Санкт-Петербург, 1898); П. Смирнов , "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (Санкт-Петербург, 1898). д) Писатели киевской школы. С. Голубев , "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники" (I том, Киев, 1883, том II, Киев, 1898); Пекарский , "Представители киевской учености в половине XVII столетия" ("Отечественные Записки", 1862, книги 2, 3, 4); С. Любимов, "Борьба между представителями великорусского и малороссийского направления в конце XVII и начале XVIII века" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, август, сентябрь); Н. Сумцов , "Иоанникий Галятовский и Лазарь Баранович" (Харьков, 1885); А. Архангельский, "Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI века" (Киев, 1886); И. Владимиров, "Доктор Франциск Скорина" (Санкт-Петербург, 1888); В. Завитневич , "Палинодия Захария Копыстенского" (Варшава, 1883); М. Марковский, "Антоний Радивиловский, южно-русский проповедник XVII века" (Киев, 1894); В. Эйнгорн , "Книги Киевской и Львовской печати в Москве в 1670 г." (Москва, 1895, из "Чтений", 1895, IV); "О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича" ("Чтения", 1893 - 94); Л. Майков, "Симеон Полоцкий" (в "Древней и Новой России", 1875, 2 издание дополнительное, в "Очерках из истории русской литературы", Санкт-Петербург, 1889); В. Попов , "Симеон Потоцкий как проповедник" (Москва, 1886); И. Татарский, "Симеон Потоцкий, его жизнь и деятельность" (Москва, 1886); А. Прозоровский, "Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность" (Москва, из "Чтений", 1896). Из сочинений Сильвестра Медведева , "Известие истинное" издано С. Белокуровым в "Чтениях" (Москва, 1885, книга 4). "Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192" - А. Прозоровским в "Чтениях" (Москва, 1894, книга 4). Священник П. Смирнов, "Иоаким, патриарх московский" (Москва, 1881); И.А. Шляпкин, "Дмитрий Ростовский и его время" (Санкт-Петербург, 1891); Певницкий , "Епифаний Славинецкий" (в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1861, книги 2 - 3); С.Н. Брайловский, "Карион Истомин" (в "Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения", 1889, апрель, май, июнь); "Очерки из истории просвещения в Московской Руси в XVII веке. Чудовский инок Евфимий" (в "Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения", 1889). е) Жития и сказания. Ф.И. Буслаев, "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (Санкт-Петербург, 1861); Иван Некрасов, "Зарождение национальной литературы в северной Руси" (Одесса, 1870); В. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (Москва, 1871); В. Васильев, "История канонизации русских святых" (Москва, 1893, из "Чтений Московского Общества"); Е. Голубинский, "История канонизации святых в русской церкви" (Сергиев Посад, 1894); Е. Голубинский, "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра" (Сергиев Посад, 1892); Иван Некрасов, "Пахомий Серб, писатель XV века" (в "Записках Новороссийского Университета" VI, стр. 1 - 99, Одесса, 1871); Иван Яхонтов , "Жития святых северорусских подвижников Поморского края, как исторический источник" (Казань, 1882); Н.П. Барсуков, "Источники русской агиографии" (Санкт-Петербург, 1882, издание Общества любителей древней письменности; указаны рукописи и издания обширной древнерусской житийной литер

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):