1. Код – (от фр. code - совокупность знаков, символов) - англ. code; нем. Kode. Система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.
2. Код - совокупность знаков (символов) и система правил , при помощи к-рых информация может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы и системы, а с другой - потребность техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите . Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки . Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование экономической информации и машиночитаемые документы . М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.
3. Код - понятие , широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К. Шеннон и др.) "К." определяется как совокупность (репертуар) сигналов. В работах Р. Якобсон? Узнать в Энциклопедическом словаре. Якобсон - это...'>Якобсона и У. Эко "К.", "семиотическая структура " и " знаковая система " выступают как синонимичные понятия (при этом "К." отличается от "сообщения" так же, как в концепции Соссюра " язык " - от "речи"). Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история " . С целью экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация , упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию " идеология " . В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов. Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение , полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено. А.Р. Усманова
4. Код – (code) — дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример — понятие Бернштейна о дифференциальном применении английского языка , посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.