1. Ноумен - философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохра- нить пространство свободы для религии и морали. Понятие H., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.
2. Ноумен - философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для Обозначение? Узнать в Словаре Ожегова. Обозначение - это...'>обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы. А.В. Филиппович
3. Ноумен - в философии Канта " реальность -в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.
4. Ноумен – (греч. noumenon) - объект мысли, разума , интеллигибельный предмет , напр. у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто ; ноумен - голая идея , которой не соответствует никакой предмет ( негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание , а созерцание иной формы, напр. нравственное. Противоположность ноумена - феномен .
5. Ноумен – (греч. noumenon) — термин , означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность . Платон , впервые применивший этот термин (в диалоге “ Тимей ”), понимал под Н. реальность , как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в “Критике чистого разума ”) Н.— это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В “Критике практического разума” Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку , т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям “ вещи в себе”.