1. Модус – (лат. modus - мера , способ, образ , вид) - философский термин , обозначающий свойство предмета , присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибуту - неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. В логике М. - разновидность некоторой общей схемы рассуждения. Чаще всего говорят о М., или формах , силлогизма (правильных и неправильных). К М., скажем, гипотетического силлогизма относятся М. поненс и М. толленс, к М. дизъюнктивного силлогизма - М. толлендо поненс и М. понендо толленс.
2. Модус – (лат. modus - мера , образ , способ) - философский термин , с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета , присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания".
3. Модус – (лат. образ , вид, мера ) - у Б.Спинозы это индивидуализированное проявление Субстанции, напр., тело , если Субстанцию рассматривать в аспекте ее пространственной протяженности, или же индивидуальный ум - духовном аспекте Субстанции. Множество телесных модусов образует видимую нами природу, но у Спинозы это еще не вся Природа , а только вечный " модус движения-и-покоя", охватывающий все конкретные модусы-тела. Все умы вместе тоже охвачены "абсолютно безграничным пониманием " - вечным духовным модусом высшего порядка. Схемой " Субстанция - атрибуты - модусы" Спиноза выразил убеждение в том, что конечные вещи не могут быть поняты, минуя Бога.
4. Модус – (от лат. modus - мера , способ, образ , вид) - 1) в логике это понятие означает ту или иную разновидность умозаключений (например, модус силлогизма ); 2) в философии - свойство вещи , которое в одних условиях проявляется, а в других не проявляется. "М." противоположен " атрибуту ", неотъемлемому свойству вещи, присущему ей во всех ее состояниях. Декарт рассматривал физические тела как М. протяженной субстанции, а состояния сознания - как М. субстанции мышления. Спиноза трактовал протяжение и мышление как два атрибута единой субстанции, а тело и душу человека полагал за М.: тело - М. протяжения, а душа - М. мышления. Всякая вещь в качестве М. в ее определенности должна мыслиться как результат ограничения бесконечной субстанции; ограничение есть отрицание . Поэтому, согласно Спинозе, М. - единичные проявления единой субстанции; это есть непосредственно данное ; это то, что находится в чем-то ином и постигается через это иное. Гегель определяет М. как "внешнееабсолютного" и собственное обнаружение абсолютного. Развертывание абсолютного, по Гегелю, начинается с его абсолютного тождества и переходит к атрибуту, а от атрибута к М.; именно в М. абсолютное обнаруживает само себя как свою отрицательность и достигает с нею тождества. "Модус есть вовне-себя- бытие абсолютного, утрата себя в изменчивости и случайности бытия, совершившийся переход абсолютного в противоположное без возвращения в себя - лишенное целокупности многообразие форм и определений содержания" ( Гегель . Наука логики . В 3 т. Т. 2. М" 1971, с. 179). М., по Гегелю, есть "прозрачное внешнее", "показывание самого абсолютного". Хайдеггер выделял М. времени ("бытие-всегда-уже-в-мире", "забегание-вперед", "бытие-при"), М. бытия мира ("бытие-в-мире", "бытие-с-другими" и др.), М. экзистенции ( забота , страх и др.). Д. В. Пивоваров
5. Модус - термин , обозначающий свойство предмета , присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - неотъемлемого свойства предмета.
6. Модус – (лат. modus - мера , образ , способ) - 1) философский термин , с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета , присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть " инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания". 2) в логике - разновидность силлогизма , отличающегося количественной (общие или частные) и качественной (утвердительные или отрицательные) характеристикой входящих в него посылок. М. выводятся на основании общих правил силлогизма и специальных правил фигур. С.В. Воробьева
7. Модус - свойство предмета , присущее ему лишь в некоторых состояниях; изменение М., как правило , не влечет за собой изменения качества.
8. Модус – (от лат. modus - мера , способ) - способ существования, вид и характер бытия или события . Modus vivendi - образ жизни , условия , делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi - характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. Intentio .
9. Модус – (лат. modus — мера , способ) — философский термин , применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета , присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута . В философии Спинозы М. наз. все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в М. выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в к-рых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция .