1. Единое - у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют , ничем не определяемый и непостижимый разумом человека . Единый? Узнать в Словаре Ожегова. Единый - это...'>Единое превыше блага , мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.
2. Единое – (греч. en) - 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие , божественное первоначало, непостижимый абсолют . В противоположность понятию " единство " (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность , субстрат ) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность . В диалоге " Парменид " Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин , Ямвлих , Прокл , Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое - результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как "сверхбытие", придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от "многого". Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. - высший принцип , оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью , ни умом, ни вещью , Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. - тогда Е. становится (через число как эйдос ) одним как единым и многим. Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное , внутреннее , но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды , на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии ( веданта ) бытует взгляд, что континуум - видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог - Е., но не творец многого, поскольку многое - это только наша иллюзия . Д. В. Пивоваров