1. Ненависть – активная враждебность, полярность любви. Отрицательное отношение , доведенное до аффекта , до страсти. Древний философ Эмпедокл полагал, что именно любовь и ненависть обеспечивают развитие . Психоаналитики учат, что от любви до ненависти один шаг. Более того, они сплавлены. Ненависть нередко обнаруживается как вытесненная любовь, перетекшая в свою противоположность . Ненависти часто предшествует острое недовольство, если события развиваются не так, как хочется. Чувство ненависти способно вызвать все, что противоречит потребностям, убеждениям и ценностям человека .
2. Ненависть - моральное чувство , соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство Н. может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, напр., отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство Н. противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь : Н. к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием. В противоположность христианской морали, к-рая лицемерно осуждает всякое проявление Н. в отношениях между людьми, коммунистическая нравственность оценивает Н. в зависимости от ее конкретного социального содержания, в зависимости от того, против кого она направлена и во имя чего люди ненавидят. Н. оправданна, когда она обращена против врагов человечества и подчинена цели осуществления блага для трудящихся. Во имя великих целей построения коммунистического об-ва эта Н, должна быть очищена от всего низменного, эгоистичного, она не должна приводить к фанатизму , к использованию аморальных средств в борьбе за правое дело ( Цели и средства ).
3. Ненависть - противоположность любви; антипатия , доходящая до аффекта , до страсти. Ненависть и любовь в учении Эмпедокла - это движущие силы развития. Согласно глубинной психологии, ненависть часто является вытесненной любовью, перешедшей в свою противоположность. Возникновению этого чувства часто предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или постепенное накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний. Предметом ненависти в таких случаях становится реальная или мнимая причина этих событий. Для того чтобы не допустить развития нежелательной ненависти, человеку необходимо осознать объективную неизбежность неприятных для него событий.