1. Лука - дугообразный изгиб реки или образуемый им полуостров, а также изгиб морского берега -лукоморье.
2. Лука – (сокр. от греч. Луканус) (Кол 4.14; 2Тим 4.10; Флм 1.23)-уроженец Антиохии (по свидетельству Евсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю его языка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета-Деяния Святых Апостолов. Верный сотрудник ап. Павла, единственный не еврей из авторов книг нового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян 16.10. После описанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, но позже окончательно присоединился к ап. Павлу (Деян 20.5) и больше его не оставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии, где он был два года с ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшей жизни ничего не известно.
3. Лука - белгородский епископ. В 1088 г. участвовал в освящении церкви св. Михаила в Выдубицком монастыре, а в 1089 году 14 августа принимал участие в освящении церкви Успения св. Богородицы в Печерском монастыре. Других известий о нем нет. ПВЛ: 137.338; Татищев: 95,96.
4. Лука - автор 3-го Евангелия в Новом Завете ( Евангелие от Луки) и Деяний апостолов (датируются концом 1 в. н.э.), спутник апостола Павла (имя Луки многократно упоминается в посланиях Павла). Вероятно, греческого происхождения. Врачевал. Его кисти приписывают ряд икон Божьей Матери, написанных им при её жизни в Иерусалиме . Согласно преданию, умер мученической смертью . Символ Луки - бык.
5. Лука – «врач возлюбленный» (Кол. 4:14), впервые появляется в Деян. 16:10, как спутник Павла, сопровождавший его из Троады в Македонию (51-52 г. по Р.Хр.). После этого он, по-видимому, прожил в Филиппах несколько лет, ибо он продолжает дальнейшее описание путешествий ап. Павла в третьем лице; наконец, во время последнего путешествия Павла в Иерусалим, сразу после Пасхи 58 или 59 г., он сопровождает Павла из Филипп в Троаду (Деян. 20:5) и с тех пор не разлучается с апостолом. Во время первого и второго заключения Павла в Риме он был одним из немногих, оставшихся верными Павлу (Кол. 4:14; Филим. 23; 2 Тим. 4:10). О его прошлой и дальнейшей жизни ничего неизвестно. Из послания к Колосс. 4:11, 14 можно заключить, что он не был еврейского происхождения; по преданию, он был уроженцем Антиохии.