Skip navigation

Что такое Верования? Значение слова verovaniya, социологический словарь

Значение слова «Верования» в Социологическом словаре. Что такое верования? Узнайте, что означает слово verovaniya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Верования

Верования – В философии, выражение " верования *  всегда вызывало много затруднений. Во-первых, верование отождествлялось с верой и противопоставлялось знанию, но одновременно считалось, что всякое знание  и всякое утверждение основываются на верованиях. Например, для рационализма  верование — это очевидность прирожденных начал и форма фундамента всякого знания. Для эмпиризма ,  верование тоже является Фундамент в Энциклопедии Кольера'>фундаментом знания, но постольку, поскольку оно опирается, в конечном итоге, на живость чувственных впечатлений. Кроме того, можно различать понимание  верований выводимых только из субъективных восприятий человека ,  без всякой связи с объективной действительностью, и понимание верований как согласия с этой объективной действительностью. Первое понимание ведет от субьективизации верований к абсолютизации верующего существа, а второе ведет, например, в иудаизме ,  а затем и в христианстве, к связи между верованиями и трансцендентной истиной. В политическом смысле, верования тесно связаны с содержанием политических учреждений вообще и с формой верховной власти в частности, являясь, таким образом, одним из элементов государства Фюстепь де Куланж, в "Древней гражданской общине", говорит: "Взгляните на учреждения древних, не размышляя о их верованиях, и вы найдете их темными, не объяснимыми... Но рядом с этими учреждениями и этими законами поставьте верования: факты  тотчас станут ясными". (Стр. 2. 3; цит. в "Монархической Государственности" Л. А. Тихомиров в Энциклопедическом словаре'>Тихомирова). В данном случае, подразумеваются в первую очередь религиозны” верования, на основании исторически неоспоримого факта  присутствия религиозных начал во всех государственных образованиях древности. Однако, это не только сужает понятие  верований, но и ограничивает их роль  во многих современных государствах, являющихся безрелигиозными, или даже антирелигиозными. Блюнчли пытался установить в науке четвертую форму верховной власти, называя ее "идеократией", понимая при этом под "идеями" также и верования. Ферреро выводит легитимность  той или иной формы власти из общедействительных верований в эту легитимность. Так, говорит он, раньше было распространено верование, что только монархия является легитимной формой власти, а в наше время  широко распространено верование в исключительную легитимность власти демократической. В этих случаях, понятие верования сливается с понятием " консенсуса " , согласия. Ортега-и-Гассет  определяет такой "консенсус" как "общее полное верование в определенное представление о жизни и мире...”. ("Одна интерпретация  всемирной истории", Мадрид, 195Q, стр. 190). Теперь понятно то, что я называл легитимностью. Кто-то легитимен — царь, сенат, консул —, когда его исполнение власти основано на компактном веровании, которым обладает весь народ ,  что он в действительности является тем, кто имеет право  исполнять ее... Поэтому, когда это общее полное верование раскалывается, ослабляется или рассеивается, вместе с ним раскалывается и легитимность". (Там-же, стр. 174). "За распадом верований и системы нравственных норм, то есть поведения, следует немедленно распад легитимности публичной власти". (Там-же, стр. 226). Тогда, "нет законного государства, потому что нет состояния общего духа в обществе". (Там-же, стр.228). Л. А. Тихомиров считает верования частью "социального фундамента государства", каковым является " нация " , то есть "народ или совокупность  племен, достаточно объединенных чем-либо материальной нравственно; тут имею туже значение  и территориягеографические условия, условия труда ,  язык ,  верования, исторические условия и т. д.". ("Монархическая Государственность", Буэнос Айрес, 1966, стр. 30. Дальше — ссылки на страницы этого труда ) . Верования выражаются больше всего в верховной власти, "которая есть конкретное выражение принципа ,  принимаемого нациею за объединительное начало". (33). "В той или иной форме верховной власти выражается дух народа, его верования и идеалы ,  то, что он внутренне сознает как высший принцип, достойный подчинения ему всей национальной жизни". (67). Лишь, "если в обществе не существует достаточно напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила ,  количественная, которая создает возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, кот да у них нет внутренней готовности к этому". (68). " Верховная власть . .. выражает весь дух, предания, верования и идеалы народа". (80). Л. А. Тихомиров считает, что " государство  не может существовать без какого-либо идеократического элемента, без нравственного смысла". (138). Упоминая Святой в Историческом словаре'>святого Константина Великого, Тихомиров отмечает, что он "являлся представителем не какой-либо, хотя бы и христианской, народной воли, а выразителем народного нравственно-религиозного идеала". (143). Именно в силу этого, святой Константин явился "новым Монарх в Энциклопедическом словаре'>монархом", который "выступил властью  верховною.... но не безусловною, не абсолютною". (143). "Для того, чтобы нравственное начало могло оказывать свое благодетельное влияние  на политические отношения, необходимо, чтобы источники зарождения и созревания этики были независимы от государства. Государство есть область принуждения. Этическое начало, по существу, самобытно и свободно". (466). "Всеобъемлющий нравственный идеал может давать только верование" (468). Ф. М. Достоевский в "Дневнике писателя" за 1880 год, высказывает мысль, что этот "нравственный смысл" или "нравственный идеал" не только является "высшим принципом" и "объединительным началом” национальной и государственной жизни, но и учредительной силой, создающей саму национальность :  "При начале всякого народа, всякой национальности, идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью". Основатель сионизма ,  Теодор Герцль, тоже говорит, что "в начале — идея". ( Речь  на Пятом конгрессе сионизма, в Базеле). В другой речи (в Берлине) Герцль говорит об "облачении древнего народного идеала в политические формы". В своем труде "Еврейское государство". Герцль подчеркивает, что "мы признаем сами себя принадлежащими к одному народу только через веру наших отцов". Для того, чтобы точно определить понятие "верований", в первую очередь необходимо установить разницу между верованиями и идеями, с одной стороны, и верованиями и верой, с другой. Наиболее полные исследования в этой области произвел испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955), в ряде своих трудов. Один из них так и называется: "Идеи и верования". (Jose Ortega у Gasset. "Ideas у creendas1. Madrid, 1968. Дальнейшие ссылки относятся к страницам этого издания, в собственном переводе  с испанского). В самом начале этого труда, Ортега отмечает, что вопросы об "идеях* человека, или об "идеях" времени, являются первичным требованием человека, принадлежащего к европейской культуре. Однако, само понятие идеи неясно, так как это выражение мы можем отнести к весьма разным вещам. В первую очередь, это “неожиданные мысли” которые нам приходят в голову. Эти мысли могут иметь разные степени истинности, начиная от самых вульгарных, и кончая “научными теориями”. Но они всегда будут своего рода "происшествиями". Они "появляются тем или иным способом, в рамках жизни, которая существовала до них". (Стр. 18). Однако, жизнь сама по себе обозначает "иметь дело с чем-то: с миром, с самим собой. Но этот мир и это "само собой", с которыми человек имеет дело, ему являются уже под видом определенной интерпретации, под видом “идеи” о мире и о себе самом”. (Стр. 18). Так, "мы сталкиваемся с другимпластомидмй, которыми обладает человек. Но, насколько они отличаются от всех тех идей, которые у него возникают, или которые он воспринимает) Эти основные "идеи", которые я называю “верованиями" не возникают в какой-то день и в какой-то час внутри нашей жизни, мы не доходим до них путем отдельных актов мышления, они не являются мыслями. которые мы имеем, не являются домыслами, даже из наивысшей категории ,  по своему логическому совершенству, и которые мы называем рассуждениями. Полностью наоборот: эти идеи, которые в действительности являются верованиями, образовывают то, что содержит нашу жизнь, и поэтому они не обладают характером частного содержимого жизни. Уместно сказать, что они не являются идеями, которые мы имеем, но идеями которыми мы являемся. Больше того: именно потому, что они являются самыми коренными верованиями, они для нас смешиваются с самой действительностью — они наш мир и наше бытие  —, они теряют посему характер идей...". (Стр. 18, 19). Таким образом, существуют два вида идей: ideas ocurrencias (которые вернее всего следует перевести как идеи-домыслы или идеи-вымыслы) и ideas-creencias (идеи-верования). Для краткости, Ортега предлагает называть эти два вида идей просто "идеями" и "верованиями". В число первых Ортега включает даже “самые строгие истины науки”. Их можно творить, утверждать, дискутировать, распространять, бороться за них и против них, и даже можно умирать за них. Но мы не можем ими жить. Они дело наших рук, и предполагают нашу жизнь, которая опирается на идеи-верования, которые мы не создаем, которые, в общем, мы даже не формулируем себе и которые мы не дискутируем и не распространяем..." (Стр. 19). "Верования образовывают фундамент нашей жизни, почву на которой она совершается”. (Стр. 24). Верования у человека есть или нет, но он никак не додумывается до них. Однако, когда в этой почве верований появляются поры, полые места, иногда соединяющиеся в трещины, когда человек начинает сомневаться в своих верованиях, тогда ему не остается ничего другого, как попытаться заполнить эти трещины своими домыслами, появляющимися в результате сомнений в свои верования. "Идеи рождаются из сомнений, то есть в пустоте или в символов'>дырах верований. Поэтому идеи, которые мы измышляем, не являются для нас подлинной и полной реальностью. Из чего виден ортопедический характер идти: они действуют там, где верование сломлено или ослаблено". (Стр. 48). Когда эти домыслы группируются в системы, они образовывают идеологии. (См.; "Сущность современных идеологий". И. Андрушкевич. "Наша Страна" 1105, 1106 и 1107, май 1971 года). Политическое значение верований происходит от того, что они "обыкновенно являются “коллективным явлением”, ибо они не являются "просто мнением, идеей, теорией". (Jose Ortega у Gasset. -Del Imperio Romano". Madrid, 1960. Стр. 99). Другими словами, верования сами по себе коллективны, в то время, как идеологии (наборы идей-домыслов) получают коллективное значение лишь вследствие принуждения (пропагандой масс-медий, террором, полицией и т. д.). Поэтому Ортега называет государства в периоды, когда они опираются на верования. "жизнью в виде свободы”, в то время. как периоды идеологические он называет "жизнью в виде приспособления". (Там-же, стр. 140). Поэтому, все исторически устойчивые политические учреждения "инспирированы обстоятельствами, но опираются на дно твердых верований, образующих душу нации, пока нация имеет душу". (Там-же, стр. 141). Таким образом, верования, как социологическое явление, шире чисто религиозных верований, хотя последние, как правило, являются ядром первых. Социологическая проекция  верований подтверждается их связью с нравами (по-гречески "этос", по-латыни "морес", откуда " этика "  и "мораль", а по испански "uses"). Ортега посвятил свой фундаментальный труд "Человек и люди" ("El hombre у la gente") роли нравов в обществе. Такое понимание верований и идеологий помогает лучше понять политику, как внутреннюю, так и международную. В правильной монархии, монарх символизирует единство основных народных верований. В аристократии, народ отбирает лучших представителей, для реализации этих верований. В республике, имеется налицо согласие, или симфония, между верованиями большинства и меньшинства. (Цицерон говорил, что Римская республика покоилась на "согласии разрядов", или классов). В тирании, тиран идет против верований народа, в современных диктатурах с помощью идеологий. В олигархии, меньшинство не считается с верованиями народа. В демократии, не только вообще отрицаются коллективные народные верования, но они также и распыляются искусственно, для того чтобы обеспечить монополию идеологий/Таким образом, верования являются одним из элементов государства, только в разных режимах власть относится к ним по разному. История ,  являющаяся экспериментальным полем политики, показывает, что все мутации или преобразования государств зависят больше от смены верований населения, чем от территориальных перемен, и даже от смены власти. Так, птоломеевский Египет является продолжением прежнего Египта, несмотря на то, что его фараоны, столица и руководство  стали эллинистическими, ибо завоевания Александра Македонского не привели к радикальной перемене верований, а к их синкретическому смешению. Египетская система  многобожия лишь обогатилась новыми богами, продолжая сохранять и всех прежних. Но, мусульманский Египет уже совершенно новое государство, потому что с арабским завоеванием одновременно происходит радикальная перемена верований населения (и их символов), которое даже подменяет свой собственный язык арабским. Точно также, Новоперсидское царство Сасанидов превращается в новое государство, потому что арабское завоевание тоже ведет не только к смене власти, ной к смене верований населения. Вся международная политика  является, в конечном итоге, лишь отражением подспудной борьбы между отдельными верованиями, или между идеологиями и верованиями, а иногда и между отдельными идеологиями.

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):