1. Тоталитаризм – (от лат. totalis - весь, полный, целый) - англ. totalitarianism; нем. Totalitarismus. 1. Система насильственного полит, господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экон., соц., идеол., духовной и даже бытовой жизни, власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. 2. Направление полит, мысли, оправдывающее тотальный режим ( этатизм , авторитаризм ) . Т. был официальной идеологией фашистской Германии, Италии и др. стран.
2. Тоталитаризм - 1. Форма правления. 2. Концепция , призванная объяснить особый тип политич. системы (гос-ва) и политич. режима. Термин "Т." генетически восходит к понятию "тотальность" (от позднелатинского totalitis - полнота, целостность), разработанному в нем. философии XIX в., прежде всего Гегелем. Политич. значение этому термину придали теоретики фашизма Дж. Джентиле и А. Роско в Италии. В дальнейшем этот термин разрабатывался в нацистской Германии представителями "консервативной революции" и теоретиками фашистского гос-ва и об-ва (Э. Юнгер, К. Шмидт и др.), использовавшими для обоснования гитлеровского режима идеи "тотальной мобилизации", "тотального гос-ва", "тотальной воли к власти", "тотальной диктатуры". Однако, начиная с середины 30-х гг. XX в., противники фашизма, гл. обр. нем. эмигранты , в том числе представители школы франкфуртской (см.) (Т. Адороно, Э. Ледерер, Г. Маркузе, 3. Фромм и др.), создают аналитическо-критич. концепцию Т., призванную вскрыть истоки, механизм и основные черты фашизма. Основными чертами фашизма являются: верховенство гос-ва, носящее тотальный характер; сосредоточение всей полноты гос.-политич. власти в руках вождя (фюрера, дуче и др.) партии, влекущее фактич. отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности гос. и партийных органов; абсолютный примат "об-ва" (нации, народной общности и т. п.) над индивидом; полное бесправие человека ; подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематич. и массового террора ; широкая система принудительного труда ; устранение всех политич. партий, кроме правящей, и автономии других обществ. организаций; сращивание партийного и гос. аппарата при монополии партии и одной определенной идеологии. Ликвидация основных демократич. прав и свобод граждан (включая не только традиционные политич. и экономич. права и свободы, но и такие, как свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии, право занятия гос. должностей и др.) сопровождалась отказом от законности, упразднением народного представительства, федерализма и муниципального управления. В период холодной войны усилиями прежде всего X. Аренда, 3. Бжезинского, У. Корнхаузера, Р. Арона концепция Т. была распространена на коммунистич. систему. Различн. моделям Т. дихотомически противопоставляются плюралистические модели капитализма с помощью таких антитез, как абсолютизм - релятивизм ; диктатура - демократия ; манипулирование и конформизм - добровольное участие; принудительное единообразие - интегрированное многообразие; закрытое об-во - открытое об-во; концентрация власти - дисперсия власти. По мере универсализации свойств Т. его концепция имеет тенденцию к превращению в стереотип массового сознания, набор признаков, к-рые позволяют относить к числу тоталитарных столь различн. об-ва, как Спарта, Япония эпохи Токугавы, Франция периода якобинской диктатуры, Женева эпохи Ж. Кальвина и др. существовавшие и существующие страны и политич. режимы. Концепция Т. все чаще используется отечественными исследователями для объяснения и анализа советского об-ва и гос-ва сталинского периода. Одновременно леворадикальная критика на Западе обращает внимание на тоталитарно-авторитарные тенденции капитализма к установлению всеохватывающего контроля монополий и гос-ва над всеми сферами. Лит.: Авдеев Ю.И., Струнников В.Н. Буржуазное государство в период 1918-1939 годов. М., 1962; Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Linz J. Totalitarian and authoritarian regimes//Handbook of Political Science. Reading, Mass., 1975. Vol. 3; Skilling H.G. Interest groups and communist politics revisited//World Politics. 1983, № 1. B.B. Смирнов.
3. Тоталитаризм - одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.
4. Тоталитаризм – (totalitarianism). Форма политического управления, при которой власть концентрируется в руках диктатора, опирающегося на преданную ему свиту, терроризирующую всех несогласных с его политикой.
5. Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже 6ытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером («фюрером», «дуче» и т.д.).
6. Тоталитаризм – (лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие , обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря", 1933, впервые упоминается термин "тоталитарный" из журнала "Contemporary review", апрель 1928.) Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм и коммунизм . В идеологии Гитлера и Муссолини термин "тоталитарное государство " содержал позитивное значение . В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.: 1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп ( люмпен-пролетариат , люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.); 2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания "нового мира", "нового порядка", "преодоления кризисных явлений в политике и экономике" и т.д.; 3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик; 4) монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером, объектом культа ("вождем", "дуче", "фюрером" и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом; 5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий; 6) огосударствление и бюрократизация общества; 7) милитаризация общественной жизни; 8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики; 9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов. Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд " Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия " (1956), в антиутопии Оруэлла "1984" и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура - есть "автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации".) Статус научной концепции за понятием "Т." стремились, в частности, утвердить участники интернационального политологического симпозиума (США, 1952), предложившие определять Т. как "закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра". К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма , Советский Союз эпохи сталинизма , фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др. также: Фашизм, Коммунизм, Оруэлл, Новояз , Бегство от свободы , Авторитарная личность , Замятин, Поппер. А.А. Грицанов
7. Тоталитаризм – (totalitarism) — форма политического правления, особенно в новое время , при которой власть централизована и способна проникать во все уголки и все аспекты социальной жизни. Утверждение Бенжамина Барбера (1969) о том, что термин был "концептуальной проституткой... не принадлежащей одному, а обслуживающей всех", возможно, является правильным. Употребление термина слишком часто перегружалось идеологией и часто связывалось скорее с огульными оценками, чем с внимательным анализом. Однако главные характеристики тоталитарного правления, по сравнению с прежними формами "абсолютного" или деспотического правления и с большинством современных форм демократического правления, вполне ясны. Они выделены Фридрихом (1954) следующим образом: (а) идеология тотальности; (б) единственная партия , преданная идеологии и обычно руководимая одним человеком, который правит как диктатор; (в) в совершенстве развитая тайная полиция; (г) государственный монополистический контроль и над средствами массовой коммуникации, и над всеми организациями, включая экономические институты , вооружение, средства насилия. Таким образом, данная система обладает средствами надзора и террора на уровне, просто неведомом досовременным режимам (ср. Абсолютизм ; Восточный деспотизм ) , использование которых она оправдывает на основании национального интереса и с точки зрения общих идеологий, в том числе расизма , национализма и коммунизма . (Как пророчески заметил Толстой, " образ Чингисхана с телефоном".) Из-за этих идеологий, а также потому, что тоталитаризм часто опирается на социальные движения, которые могут пользоваться широкой поддержкой, он вряд ли смог бы выжить, если бы держался только на силе. Именно в резкости различия, часто проводимого между современными формами тоталитаризма и демократического правления, коренятся трудности в применении понятия. Одна из причин столь острого различия состоит в том, что тоталитарная тенденция с ее всеобщими системами надзора — особенность всех современных государств. Более того, в тоталитарных, равно как и не тоталитарных режимах, именно идеология демократии в смысле "правления многих" действует в качестве оправдания потребности в привлечении и поддержке. В последних, конечно, такая тотальная тенденция гасится институционализированным принятием политической оппозиции. Однако даже эта характеристика не меняет значения термина по существу, ибо наличие оппозиции в некотором роде должно считаться характерной чертой всех систем. Ср. Либеральная демократия .