Skip navigation

Что такое Респондент? Значение слова respondent, социологический словарь

Значение слова «Респондент» в Социологическом словаре. Что такое респондент? Узнайте, что означает слово respondent - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Респондент

1. Респондент – (от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

2. Респондент – (от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе  социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность  его конечного рез-та. Ролевая позиция  Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой  - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К Число? Узнать в Энциклопедическом словаре. Число - это...'>числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные  социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. Уровень? Узнать в Словаре Ожегова. Уровень - это...'>уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением  его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность .  Т. обр., инициатива  участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма  вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур ( методика  отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время  это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс  требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи  опроса. С этой особенностью связано требование " переводапрограммных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки .  Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность ,  информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента  в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации ( воспитаниеобучение, деятельность  средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка  на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера  или анкетера ,  от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права  Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах  беседы с незнакомым человеком, о возможном языке  и психологич. стиле опроса, о нормах  формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение  этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население ;  дети, молодежь  и пенсионеры ;  отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением  и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние  на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, памятьвоображение, темперамент, искренность, конформизм  и др. Эта группа  характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода  опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы .  М., 1978; Рабочая книга  социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

3. Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации.

4. Респондент – тот, кого опрашивает социолог.

5. Респондент - участник социологического опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

6. Респондент – — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью

7. Респондент - лицо, участвующее в опросе  в качестве источника или коммуникатора  социальной информации.

8. Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе  опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

9. Респондент – (англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса ,  который отвечает на вопросы анкеты или интервью  и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный. Взаимодействие  анкетера или интервьюера  с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер  достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием  имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера ( человека ,  который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.). Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ  таких проблем, как статус  и роль  Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология  Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных. В.А. Балцевич

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Респондент» в других словарях:

Респондент

- Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью..
Бизнес словарь

Респондент

- Респондент (лат. responsare - отвечать) - обследуемый с помощью анкетного опроса - человек..
Психологический словарь

Респондент

- Лицо, отвечающее на вопросы анкеты..
Сексологический словарь

РЕСПОНДЕНТ

- А, м., одуш. В социологии: тот кого опрашивают при проведении выборочного опроса, интервью, при анкетирова-нии и других способах...
Словарь иностранных слов

Связанные понятия: