Skip navigation

Что такое Репрезентация? Значение слова reprezentaciya, социологический словарь

Значение слова «Репрезентация» в Социологическом словаре. Что такое репрезентация? Узнайте, что означает слово reprezentaciya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Репрезентация

1. Репрезентация - англ. representation; нем. Reprasentation. Представлениепредставительствоизображение.

2. Репрезентация - многозначное понятие ,  широко употребляется в философии, психологии, социологии, социальном познании в целом. Наиболее общее определение  может быть зафиксировано как "представление одного в другом и посредством другого". Р. является конститутивной функцией знака ,  поэтому понятия "Р." и "знак" взаимно определяют друг друга. Р. задает знак и сама предстает как знаковый феномен. Оба понятия раскрываются через связь с презентацией как присутствием или наличием, что демонстрирует исторически-традиционный подход  к их определению. Связь выражается в том, что феномен Р. изначально задается как "запаздывающий" или вторичный относительно Присутствие? Узнать в Историческом словаре. Присутствие - это...'>присутствия - презентации ,  т.е. Р. возникает в силу отсутствиямомент репрезентирования) объекта ,  который она репрезентирует. Отсюда выводится ее значение  правомочного "представительства", что показывает историческую сферу возникновения Р. как "сакрально-правового" понятия, по замечанию Г.-Г. Гадамера. Понятие "Р." изначально оказалось осложнено значением "отображения" или образного представления, юридическим значением "представительства" как платежеспособности или правомочного замещения. Однако наибольшее влияние  понятия "Р." связано не с юридическим, а с теологическим Аспект? Узнать в Энциклопедическом словаре. Аспект - это...'>аспектом. Христианство ,  основанное на идее воплощения, по-новому проинтерпретировало отношение  того, что представляется, к тому, что представляет. Представительство Р. раскрывается, таким образом, через проблематику соотношения и онтологического статуса  первообраза и отображения, разработанной философией Платона  и далее неоплатонизмом и христианской теологией. Соотнесенность объекта с идеей, одним из возможных воплощений (через это и знаком) которой он является, преобразовалась в западной философской традиции  в проблематику возможности познания общего посредством связи общего и единичного. В средневековой теологии единичная, чувственно воплощенная религиозная Р. принимает значение "представительства" постольку, поскольку Р. начинает участвовать в силе отображаемого, т.е. соотносится с ним в онтологическом плане .  Воплощенность абсолютного образа ,  его явленность в Р. побуждает рассматривать мир как "книгу" (одна из центральных идей средневековой философии) и искать "смысл смысла", "потаенный" смысл вещей. Следовательно, проблематика  Р. и их сложного статуса может рассматриваться и в рамках спора об универсалиях ( дискуссия  о происхождении "идей" и их соотношении с "реальностью"). Понятие "Р." сыграло определенную роль  в формировании метода   рационализма .  В картезианстве и философии Нового времени происходит поворот к методологической интерпретации этого понятия. При этом Р. обретает "математическую" трактовку, где получает достаточно строгое толкование "выражения чего-либо" и - соответственно - связи с "однозначностью" и "подчиненностью". Такая трактовка свойственна и учению об "универсальной Р." Г. Лейбница, разные ступени или Уровень? Узнать в Энциклопедическом словаре. Уровень - это...'>уровни которой присутствуют в каждой монаде. Таким образом, ни рационализм, опирающийся на теорию "врожденных идей", ни эмпиризм ,  вышедший из понимания "идей" как результата обобщения чувственных данных, не ставят под сомнение саму возможность познания и достижения истины посредством Р., т.е. способность Р. обеспечить незатененную, "прозрачную" связь между субъектом и объектом познания не проблематизируется. Понятие Р. оказывается "скрытым" за проблематикой развития методов истинного познания, получившим свое наиболее яркое воплощение в установках   позитивизма .  Методологический аспект задания понятия "Р." через понятие "презентации" был акцентирован феноменологией, прежде всего Э. Гуссерлем. Обострение до предела феноменологическим подходом напряженности и неоднородности этих феноменов, т.е. принципиального отличия презентации как фактичности и Р. как символичности проблематизировало базисные установки научного мышления и метода рационализма как такового. Проблематизация  означает критическое исследование  истоков методов и установок науки, ставших следствием поворота мышления, произведенного философией Нового времени и получившего свое наиболее полное воплощение в картезианстве и позже в позитивизме. Позитивизм исходит из "Данность? Узнать в Словаре Ожегова. Данность - это...'>данности" и доступности своих объектов в первоисточнике, а также из отделения объекта и субъекта познания. Прозрачность  или незатененность с точки зрения референции отношений субъекта и объекта является одним из оснований возможности неискаженного отображения действительности. Проверка результатов познания на " истинность "  производится посредством возвращения к этой "данности" при помощи соответствующих методов. Позитивизмом предполагается, что хотя мышление и основано на представлении, между сознанием  и объектом "ничего не стоит": постоянно совершенствующиеся методы позволяют соотнести Р. и презентацию посредством отношения " истина  - ложь". Таким образом, реальность, с которой имеет дело познающий субъект, задается через понятия "данность", дискурсы  идентичности (возможность повторных наблюдений и научно-опытного подтверждения результатов) и тождественности (допускает восприятие  объектов или явлений в качестве интерсубъективно "тех же самых", т.е. тождественных во множестве восприятий). Введенное Брентано и развитое Гуссерлем понятие " интенциональность "  было заложено в основание критического, относительно указанных выше установок, феноменологического подхода. Критичность понятия интенциональности основано на проблематизации отношения объекта и субъекта. Она предполагает их изначальную соотнесенность и несамодостаточность сознания, с необходимостью связанного с предметом, на который оно направлено. Тем самым преодолевается дуализм  внешней, физической, и внутренней, психической, реальности, выражая многообразие опыта единой реальности и способов его полагания. Таким образом, мир выступает с необходимостью как коррелят сознания, то есть предстает как всегда осознанный каким-либо образом. Именно здесь напряженность в отношении презентации и Р. оказывается наиболее острой: восприятие объектов и явлений с необходимостью неадекватно, так как возможные способы явления объекта задаются не только как односторонние, но и так, как это предписывается Р. в процессе  "нюансирования - проецирования" (Гуссерль). Однако феноменологический проект ,  проблематизируя методологические установки, исходил из принципиальной возможности исследования "чистого сознания" и постижения "презентации" сквозь феноменальность Р. Впоследствии М. Хайдеггер также анализировал отношение презентации и Р. с тем, чтобы вернуться к вопросубытии" и присутствию как "несокрытости" посредством исследования оснований дискурса "присутствие". Акцентированные феноменологией проблемы дали толчок к тотальной ревизии принятых установок социального познания. Таким образом, введение понятия "Р." не как служебного, а как одного из основных для понимания процесса познания, поставило под сомнение концепцию реальности как присутствия, на чем был основан метод позитивизма. Следовательно, презентация ,  понимаемая как наличное, присутствующее, непосредственно воспринимаемое, первичное, неискаженно представленная символическими средствами в Р., начинает рассматриваться как недоступная для анализаПеренесение акцента рассмотрения на понятие Р. показывает, что познание  всегда работало с ним, только понимая его как презентацию или уравнивая с ней. "Присутствие" в данном контексте  может быть определено как такая Р., посредством которой происходит выражение и "явление" социального и природного мира. Реальность, понимаемая как доступная для познания только через призму ее возможных Р., задается из их различия между собой, в конечном итоге - через понятие " различие "  как таковое. Получается, что любая Р. оказывается "подвешенной" и лишенной классического фундамента реальности - присутствия. В контексте проверки Р. презентацией это означает пересмотр дискурса "истины" и снятие оппозиции "истинное - ложное" через перевод  рассмотрения отношений Р. только друг к другу. Р. не могут "схватить" истину, но могут быть более или менее адекватными. Является Р. адекватной или нет, зависит от того, расходится ли она с другими Р. или согласуется с ними. Отсюда возникает новая тематика и новая методология  социального познания, связанная с исследованием языка ,  знака, знания, жизненного мира, конструирования социальной реальности, интерсубъективности и других феноменов, научный интерес  к изучению которых был стимулирован интерпретацией понятия Р. как методологического принципа .  Наиболее ярко указанные методологические установки проявились в феноменологической концепции А. Шюца и проекте социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана (1966). На основании исследования Шюцем повседневного жизненного мира Бергер и Лукман построили модель  общества, которая может быть кратко охарактеризована как конструирование социальной реальности посредством Р., производимых в мире повседневности. Исследование функционирования различных типов Р. в культуре и обществе традиционно отсылает к понятию "коллективных представлений" Э. Дюркгейма . Именно французская школа социального познания внесла важный вклад в изучение этого феномена. В середине 1960-х С. Московичи   разработал теорию социальных представлений, основываясь на символической (знаковой) и социальной интерпретации этого феномена, введя тем самым понятие Р. в широкий социологический и социально-психологический обиход. То есть вместе с определением "социальная" понятие Р. конституируется относительностью и связанностью с определенными социальными группами, что и позволяет использовать это понятие как ключевое для описания жизни традиционных и современных сообществ, где на передний план  выходят проблемы их генезиса, трансляции и трансмутации в социальных процессах коммуницирования и действования. Эта проблематика соотносит исследование со свойствами обыденного практического мышления, обозначая социальные Р. как специфическую форму социально обусловленного познания, свойственную мышлению в повседневном жизненном мире. Линия, задаваемая школой Московичи и социальным конструкционизмом К.Дж. Джерджена и Р. Харре, может быть противопоставлена линии интерпретации понятия "Р". в когнитивной психологии. Когнитивная психология  считает понятие "Р." одним из центральных в своей теории, хотя его трактовку нельзя считать устоявшейся. Когнитивная психология исходит из четкого разделения знаний и Р. как постоянных структур и структур, связанных с обстоятельствами, но иногда сохраняется единый термин  "Р." для знаний, верований и собственно репрезентаций. В любом случае "Р." исходит из значения замещения в противоположность референции. Р. рассматривается в рамках "информационной" метафоры ментальной деятельности (которая представляет собой попытку преобразовать и усложнить исходную схему " стимул  - промежуточная переменная  - реакция " ) и раскрывается в основном на уровне индивидуального сознания как конструкция ,  построенная в конкретном индивидуальном контексте для специфических целей (например, решения задачи ) , по определению Ж.Ф. Ришара. Напротив, социальный  конструктивизм понимает ментальные процессы как результат межличностного символического взаимодействия. Понятие "Р." интерпретируется как ментальное образование ,  имеющее прежде всего социальное   происхождение .  Информационная метафора  когнитивизма рассматривается как не дополняющая теорию социальных смыслов, а как являющаяся частью и результатом социального творчества в конкретных исторических и культурных обстоятельствах. Социальный конструктивизм исходит из фиксации кризиса Р., возникшего вследствие традиционного представления об истинности - ложности когнитивных Р., основанных на соотношении с "объективной реальностью" и логико-эмпиристских представлениях об объективности научного знания. Оформляясь как антирепрезентационизм (в традиционном понимании Р.) и антиэмпиризм, социальный конструкционизм вбирает в себя понимание  языка как языка мотивов, связанных с положением в социальной структуре и структуре власти (исследования по идеологии), также как и идеи деконструкции понятия "присутствие", основываясь на несубстанционалистском толковании понятия Р. Таким образом, толкования  Р. в феноменологической и психологической традиции пересекаются и согласуются на основании конструктивизма в понимании социальных феноменов. Дальнейшее исследование проблематики Р. продемонстрировало недостаточность конструктивистского решения. Конструктивизм не позволяет провести четкое различение структур (объективированные результаты социального конструирования) и действий (актуальные практики), а также прояснить механизмы опосредования между этими двумя феноменами, что и относит их к онтологически разным областям явлений. В проекте Бергера и Лукмана происходит своеобразная "экспансия" повседневности, которая принимает на себя роль невозможного (так как методологическая установка заключается в равном статусе всех возможных Р.) "естественного центра" Р., относительно которого производятся определения социальной реальности и который задает все другие реальности, исходя из различия с собой. Инициируемая понятием Р. проблема  соотношения объективных структур и субъективных практик обретает иное решение  при привлечении постструктуралистской концепции полей П. Бурдье . Посредством введения понятий "поле", " позиция " , " габитус "  Бурдье "децентрирует" Р., освобождая их производство  от непосредственной связи с повседневным жизненным миром. Р. фиксируются как таковые и соотносятся с позициями агентов в структурированном социальном пространстве (поле), специфические характеристики которого накладывают ограничения на производимые в данном поле Р. Сохраняя тезис о конструировании социальной реальности в процессах номинирования социальных объектов, концепция  полей показывает, что натурализация социальных Р., т.е. их приведение к форме презентации является необходимым условием производства конкретного дискурса в каком-либо поле. Существующие значения понятия "Р." в сжатом виде могут продемонстрировать множественность способов и уровней его употребления. Понятие Р. в данном контексте охватывает три основных значения: представление или образ, репродукция  презентации или повторение, замещение. Во-первых, Р. как представление и есть собственное место идеальности. Во-вторых, Р. с необходимостью участвует в структуре повторения: означающее должно быть узнаваемым, но, т.к. достижение  идеальной идентичности нереально, "простой" акт повторения одного и того же заменяет презентацию Р. Сохранение (условие "научности") дискурсов тождественности и идентичности, в которых факт  определяется как равный себе, чем и задается возможность его "объективности", инициирует игру различия презентации и Р. Таким образом, второе занимает место первого и претендует на его статус в социальной онтологии. То есть Р., по определению опосредованные и сконструированные (представляют собой артефакт ) , занимают место презентации, по определению непосредственной и естественной. В-третьих, замещение как еще одна функция  Р. вовлекает в процесс бесконечной Р., освещая неполное присутствие с различных сторон или перспектив. В определенном смысле разрыв отношения "презентация - Р. " уничтожает понятие Р. как таковое, т.к. определение Р. и ее значения в круге "бесконечной Р." переводит неоднородность презентации и Р. на уровень номинации феномена в качестве одного или другого. Перевод такого рода не только подрывает исторические корни и традицию употребления обоих понятий, основанных на принципиальном (различие онтологического статуса) разведении указанных феноменов, но и снимает само "различение" Р. и презентации. Снятие различения обращает "в ничто" (Деррида) саму Р., конституированную ее отличием от презентации. Таким образом, если исторически первое толкование Р. соотносит это понятие с понятием знака, определяя и первое, и второе в модусе деривации  как вторичные относительно присутствия, то и современная работа  над этим феноменом соединяет судьбу Р. и судьбу знака. Деконструкция  понятий "присутствие", "тождество" и "истина" помещает любое возможное определение в ситуацию "Р. круга". В такой ситуации наиболее естественный ход - к поискам абсолютной инаковости: бессознательного, избавленного от необходимости какой-либо презентации, или Другого, когда "присутствие" переходит в "присутствующего", или к балансированию на грани различия как различения. С.А. Радионова

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Репрезентация» в других словарях:

Репрезентация

- Англ. representation обязанность страхователя при заключении договора страхования уведомить страховщика обо всех возможных...
Бизнес словарь

Репрезентация

- - многозначное понятие , широко употребляется в философии, психологии, социологии, социальном познании в целом. Наиболее общее о... и еще 2 определения
Философский словарь

репрезентация

- РЕПРЕЗЕНТ'АЦИЯ , репрезентации, мн. нет, ·жен. ( ·лат. repraesentatio) ( ·книж. ). Представительство кого-чего-нибудь...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: