Skip navigation

Что такое Познание? Значение слова poznanie, социологический словарь

Значение слова «Познание» в Социологическом словаре. Что такое познание? Узнайте, что означает слово poznanie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Познание

1. Познание - англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс  постижения действительности и приобретения знаний.

2. Познание - это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание  о мире.

3. Познание - творческая деятельность  субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах :  обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение ,  где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта  ( проблема  истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина  выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте  историко-философской традиции  конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), " разума  и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время ) . Понимание  характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс  П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль  субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону  и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания ( теория  анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма  и эмпиризма .  Начиная с "коперниканского поворота" И. Канта, философия  отходит от созерцательного объективизма  в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма  открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Интерпретация  П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус  субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и АНАЛИТИЧЕСКИЙ в Словаре иностранных слов'>аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма  и прагматизма .  Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах ,  позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход  к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку  расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализмаориентированных на рассмотрение П. как научного анализа  знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма  и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие  и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность  и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение  имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятиесуждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука  и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество  и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное  и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание ,  которое, со времен Сократа ,  является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских ( гносеология ,  эпистемологиякультурология, логика  и методология  науки), так и специальных (когнитивная психологиянауковедение ,  социология знания  и науки и др.) дисциплин. Е.В. Хомич

4. Познание – (cognition) - процесс  мышления. Духовная жизнь ,  как полагают, заключает в себе и мыслительные, и чувственные элементыкогнитивный и эмоциональные аспекты опыта. Познание  связано с восприятиемпамятьюязыком и решением  задач. См. также Когнитивная социология  и Когнитивная антропология . 

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Познание» в других словарях:

Познание

- Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлениисубъекта, результатом которого является новое знание о мире..
Энциклопедический словарь

Познание

-  — высшая форма отражения объективной действи­тельности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой од...
Словарь логики

Познание

- Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Познание

- - высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой од... и еще 10 определений
Философский словарь

Познание

- Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта , результатом которого является новое знание о мире..
Политический словарь

познание

- ПОЗН'АНИЕ , познания, ср. ( ·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 ·знач. - познавать; способн...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: