1. Потребление -англ. consumption; нем. Konsumtion. Процесс использования соц.-экон., культ , и природных благ с целью удовлетворения потребностей человека , соц. групп и общества в целом. Различают П. производственное и П. непроизводственное.
2. Потребление – использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление (использование ресурсов в процессе производства) и непроизводственное, конечное потребление ( удовлетворение населением жизненных потребностей).
3. Потребление - использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство наряду с собственно производством, распределением и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства , но и рабочая сила . П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культурные традиции , к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы , определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение . Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов.
4. Потребление – (consumption) - процесс использования товаров или услуг для удовлетворения экономических потребностей. Социологи уделяли мало внимания потреблению по сравнению с производством , часто рассматривая первое как "простое отражение" второго (см. Недопотребление и перепроизводство ) . Когда же этот вопрос и попадал в поле зрения, интерес в основном вызывали "патологии" потребления - недоедание, чрезмерное пристрастие к наркотикам или алкоголю. И только иногда, как замечает [ Уорд (1990), социологи исследовали потребление "ради него самого". Согласно Уорду, ситуация меняется, чему есть ряд причин: (а) расширение досуга ; (б) увеличение потребительских рынков "ниши специалиста " , связанное с переходом в производстве к постфордизму ; (в) приватизация и ретоваризация сферы коммунальных услуг. В результате новая социология потребления обнаружила возрождение интереса к двум сферам: к формированию вкуса, к погоне за статусом как к аспекту опыта персонального вознаграждения (см. Культура массового потребления ) и, во-вторых, к сфере коллективного потребления.