Skip navigation

Что такое Общество? Значение слова obschestvo, социологический словарь

Значение слова «Общество» в Социологическом словаре. Что такое общество? Узнайте, что означает слово obschestvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Общество

1. Общество - англ. society; нем. Gesellschaft .  1. Сложившаяся в процессе  истор. развития относительно устойчивая система  соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство  материальных условий существования и удовлетворение  потребностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. 2. По Ф. Теннисуотличие от общины  (Gemeinschaft), тип организации соц. жизни с механической связью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчетом, сознанием  полезности и ценности .  3. В культантропологии - группа  индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиция )  и существующая независимо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность  людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов (напр., акционерное О., О. книголюбов и т. д.). См. АССОЦИАЦИЯ

2. Общество - результат распада общинных образований. В отличие от общины  принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

3. Общество - исторически развивающаяся совокупность  отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе  взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы  к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. - это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека .  В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Маркс в Энциклопедическом словаре'>Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт  бытия человека не может раскрыть сущности О. О. - это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды  находятся друг к другу. Распространив филос. материализм  на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание  и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение  этого вопроса и означало открытие  материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип  материалистич. детерминизма .  Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие  О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование  О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы  О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система  соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции ,  закона ,  соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена  и потребление  материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма  О. связана с определенной территорией и политической властью .  Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура ,  таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество / / Социология .  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

4. Обществообъединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) его членов.

5. Общество - в широком смысле: совокупность  исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком: исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма  социальных отношений

6. Общество – — совокупность  людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение

7. Общество - в Социологическом словаре'>смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность  людей, находящихся в процессе  общения.

8. Обществообъединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) ее членов.

9. Общество - понятие ,  фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма ;  в традиции   историцизма ,  фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование ,  представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный  организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория  философии и социологии. Философско-теоретический анализ  О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса  можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме ( Идеальный тип ,  Идеальных типов метод ) . Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь  биологическими закономерностями. Сравнение  О. с организмом проводилось многими мыслителями ( Платон ,  Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль  кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция  органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта  произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип  рассмотрения О. и человека  как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование  философской антропологии дано М. Шелером , где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия ,  возникшая в 1920-е (М. Вебер - , Знанецкий - и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" ( пониманиенамерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие  актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход  к О. (Т. Парсонс - , Р. Мертон - и др.; Структурно-функциональный анализ ) . О. рассматривается в философской традиции в контексте  его взаимодействия как с природой ( ТехникаЭкология ) , так и с индивидом как личностью .  При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция  О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие  социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное   наследование  ( История ,  КультураНорма ,  Традиция ,  Цивилизация ) . В.Г. Изох

10. Общество – (society) — 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами (например, народ  нуэр), либо давно или хорошо известное национальное государство  (вроде Великобритании или США). Несмотря на то, что это — одно из важнейших понятий в социологии, его использование сопряжено с рядом трудностей и споров, особенно во втором значении, которое легко применяется к известным национальным государствам с собственными семейными, экономическими и политическими институтами и четкими границами. Намного сложнее идентифицировать границы обществ древних империй, которые, как правило ,  состояли из относительно свободных различных народов, крестьянских общин и т.д., не обладавших статусом государственности (см. также Национализм ) . Как указывал Рансимен (1989), масштаб фактического "общественного членства" может быть весьма переменным: "член племенной группы, обитающей на границе между зонами наследования по мужской и женской линиям; или отдельной этнической и религиозной общины  страны, управляемой колониальной властью ;  или сепаратистской коммуны, основанной в рамках государства". Где та точка, в которой исторически изменяющееся общество  должно или не должно считаться тем же самым? Наконец, способность членов взаимодействовать друг с другом и на каком уровне, а также историческая степень культурной институциональной целостности также являются "тестом" на приемлемость понятия "единое общество". Даже в наиболее четких случаях определения будут иметься связи с другими обществами. Ввиду возрастающей глобализации современных социальных отношений некоторые теоретикичастности, Гидденс )  предупреждали о постоянном риске чрезмерного акцента на понятии унитарных обществ в социологии, что умаляет значение  межобщественных связей, многонациональных организаций и т.д. Для Дюркгейма и некоторых функционалистов, "общество" существует и в третьем смысле. Дюркгейм развивал социологию как "науку об обществе" и видел в нем особый объектдействующий согласно "sui generis". Как предмет изучения это что-то большее, чем сумма индивидуальных составляющих частей, и обладает "нравственной силой", сдерживающей человеческих индивидуумов (см. Социальные факты как вещи ) . Такое толкование термина  стало одним из наиболее спорных. В отличие от "классической" социологической теории, можно сказать, что современная наука  все более неохотно интерпретирует теории общества подобным образом (см. Холизм ;  Методологический индивидуализм ;  Структура и воля ) . См. также Социальная система ;  Функциональные предпосылки . 

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Общество» в других словарях:

Общество

- В широком смысле - совокупность исторически сложившихся формсовместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный...
Энциклопедический словарь

Общество

- Добровольное, постоянно действующее объелдинение людей для какой-нибудь цели. и еще 5 определений
Словарь Ожегова

Общество

- — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле — исторически конкретный тип социально... и еще 1 определение
Исторический словарь

Общество

- - в настоящее время последняя ступень развития информационных систем. Общество отличается от экосферы тем, что способно двигать... и еще 6 определений
Философский словарь

Общество

- - результат распада общинных образований. В отличие от общины принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).. и еще 3 определения
Политический словарь

общество

- 'ОБЩЕСТВО , общества, обществ (общества, обществ ·неправ. ), ср. 1. Совокупность определенных производственных отно...
Толковый словарь Ушакова

общество

- Народн. обчество, кашинск. (См.), укр. обчество, ст.-слав. обьштьство (Супр.) Заимств. из цслав., образовано от общий, как греч. "...
Этимологический словарь Фасмера

общество

- - 1. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; 2. круг люде...
Большой бухгалтерский словарь

общество

- Среда; круг знакомых. Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, бу...
Словарь эпитетов

Связанные понятия: