1. Модернизм - англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием традиционных форм эстетики прошлого, условностью стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью преодоления кризиса веры и упрочения позиции религиозной идеологии.
2. Модернизм – "дух" Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе человечества.
3. Модернизм - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма . Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточности человеческого разума (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его Человеческий? Узнать в Словаре Ожегова. Человеческий - это...'>человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой . (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чистого" и "практического" - разумов.); 3) позитивистские идеи (начиная от Конта - ), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа , предложенная в рамках марксизма , согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям ( идеология как "ложное сознание " ); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный конструктивизм. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека , позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме , марксизме, неофрейдизме и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея " сверхчеловека " Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана - и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам , ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции ; 6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность в новом художественном языке . Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко
4. Модернизм – (modernism) — предпочтение " модерна " в культуре, современной мысли, стиле и т.д., особенно в архитектуре, музыке и искусстве. В архитектуре модернизм Гропиуса и Ле Корбюзье связан с предпочтением функциональности и веры в конечную способность Человека управлять своей средой. В искусстве он часто характеризовался отклонением от "реалистических" парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: "эстетическое самосознание и рефлективность; изменение описательной структуры в пользу одновременности и монтажа; исследование парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности; замена понятия "объединенная личность " интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте". Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой "репрезентации" в теоретическом дискурсе , в искусстве, а также с "реалистической" конфигурацией либерального капитализма . См. также Современность; Постмодерн и постмодернизм ; Деконструкция .