Skip navigation

Что такое Культура? Значение слова kultura, социологический словарь

Значение слова «Культура» в Социологическом словаре. Что такое культура? Узнайте, что означает слово kultura - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Культура

1. Культура – (от лат. cultura - возделывание, воспитание ,  образованиеразвитиепочитание) - англ. culture; нем. Kultur. 1. Совокупность  материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека .  2. Сфера  духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы соц. поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

2. Культура – (от лат. cultura - возделывание, воспитаниеобразованиеразвитиепочитание) - специфич. способ организации и развития человеч. жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда ,  в системе соц. норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии К. фиксируется как общее отличие человеч. жизнедеятельности от биологич. форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различн. этапах обществ. развития, в рамках определенных эпох, обществ.-экономич. формаций, этнич. и нац. общностей (напр., античная К, К. майя и др.). К. характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ. жизни (К. труда, К. быта, художественная К., политич. м В К. может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида  (личная К.), соц. группы (напр., К. класса )  или всего об-ва в целом. Лит.: Самосознание  европейской культуры ХХ века. М., 1991; Культура :  теории и проблемы. М., 1995; Морфология культуры: структура  и динамика .  М., 1994; Гуревич П.С. Культурология. М, 1996; Культурология. XX век. Антология. М., 1995. В.М. Межуев.

3. Культура - совокупность  традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение  тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

4. Культура – — система  ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность  способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах трудазнаках) и передаваемых последующим поколениям.

5. Культура - некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты ,  которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

6. Культураспецифический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение  человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием ,  культурой. Человек  отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значениязнаки ,  язык .  Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного " проекта "  в голове человека. Мир человека – это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция  культуры – это внедрение и поддержание определенного социального порядка. Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура  включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техникажилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п., что в совокупности составляет определенный образ жизни .  Духовная культура  включает все сферы духовной деятельности и ее продукты  – познание ,  воспитание, просвещениеправофилософиянаукаискусстворелигия  и т.п. Вне духовной культуры культура вообще не существует, как не существует и ни один вид деятельности  человека. Духовная культура также воплощается в материальных носителях (книги, картины, дискеты и т.п.). Поэтому деление культуры на духовную и материальную весьма условно. Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах ( политическая культура ,  экономическая культура, культура труда  и быта, культура предпринимательства  и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп ( класса ,  молодежи и т.п.). В то же время  существуют культурные универсалии  – некие общие для всего культурного наследия человечества элементы  ( возрастная градация, разделение труда ,  образованиесемьякалендарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет  и т.д.). Дж.Мердок выделил более 70 таких универсалий. Современный смысл термин  "культура" приобрел только в 20 веке. Первоначально ( в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим словом обозначали возделывание, "окультуривание" почвы. В 18 веке термин приобрел элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии 18 века культура и цивилизация  были противопоставлены друг другу – как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культура) и как нечто утилитарно-внешнее, "техническое", материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознаниеугрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически – критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры ( Ф.Теннис, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.). В современной науке термин "цивилизация" остается многозначным. Термин же "культура" утратил прежний элитарный ( и вообще любой оценочный ) оттенок. С точки зрения современных социологов, любое общество  вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность  социокультурная. Именно поэтому историческое развитие  того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс ,  который не может быть понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения ,  что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм – экономических, политических, образовательных и т.п. В другой  социокультурной среде они могут приобрести (и неизбежно приобретают) совсем другое содержание и значение .  Для анализа  культурной динамики выработаны две основные теоретические моделиэволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм ,  у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж.Фрезер, Л.Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение  различных культур как более или менее развитых, и выделение "эталонных" культур (европоцентризм и позжеамериканоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой (по аналогии с человеческой жизнью  - рождение, детство  и т.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский ( "Россия и Европа". 1871 год ). За ним следовали О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания. Современная наука предлагает принципиально новые подходы  (к примеру, волновая теория  культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального, информационного общества. (См. постмодернизм  ).

7. Культура - система  специфически человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности ,  и возникающая в результате этого совокупность  социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

8. Культурасистема  ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность  способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах трудазнаках) и передаваемых последующим поколениям.

9. Культура – (лат. cultura - возделывание, воспитание ,  образование )  - система  исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный  опыт. К. хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль ,  что и наследственная информация  (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство  многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. Понятие  "К." развивалось исторически. Оно вначале обозначало процессы  освоения человеком природы (возделывание земли, продукты  ремесел), а также воспитания и обучения. В качестве термина  стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины 18 в. К. начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со Способ в Философском словаре'>способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Возникает несколько Линия в Энциклопедическом словаре'>линий в разработке проблематики К. В первой из них К. рассматривалась как процесс развития человеческого разума  и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие  человеческой духовности - эволюция  морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс  человечества (немецкий классический идеализм  - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель; немецкое просвещение  - Лессинг, Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее особенностях в различных типах общества, рассматривая различные К. как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации ( неокантианство  - Г. Риккерт, Э. Кассирер). К этой же линии примыкали О. Шпенглер, Н. Данилевский, русских фамилий'>Сорокин , Тойнби. Вместе с тем было расширено понимание  К. путем включения в нее всего богатства материальной К., этнических обычаев, разнообразия языков и символических систем. В конце 19 и первой половине 20 в. при изучении проблематики К. стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации (культурная антропология  - Тэйлор , Боас ; социальная антропология  - Малиновский , Радклифф-Браун  ; структурная антропология  и структурализм  - Леви-Стросс , Фуко  , Лакан ; неофрейдизм  и др.). В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и К. С одной стороны, К. и общество  нетождественны, а с другой  - К. пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни. Проблема  решается, если К. рассмотреть в качестве информационного аспекта жизни общества, как социально значимую информацию, регулирующую деятельность ,  поведение  и общение  людей. Эта информация, выступающая как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, частично может осознаваться людьми, но весьма часто она функционирует как социальное   подсознательное .  Ее передача от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме в качестве содержания различных семиотических систем. К. существует как сложная организация  таких систем. В их роли могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков, которые фиксируют программы деятельности, поведения и общения: человек  и его действия и поступки, когда они становятся образцами для других людей, естественный язык ,  различные виды искусственных языков (язык науки, язык искусства, конвенциональные системы сигналов и символов, обеспечивающие коммуникацию и т.п.). Предметы созданной человеком второй природы также могут функционировать в качестве особых знаков, которые закрепляют накопленный социальный опыт, выражая определенный способ поведения и деятельности людей в предметном мире. В этом смысле иногда говорят об орудиях трудатехнике, предметах быта как о материальной К., противопоставляя им феномены духовной К. (произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т.п.). Однако такое противопоставление относительно, поскольку любые феномены К. являются семиотическими образованиями. Предметы материальной К. выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой - выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации. Только во второй своей функции они выступают в качестве феноменов К. (Ю. Лотман). Программы деятельности, поведения и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию. В них можно выделить три Уровень в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона'>уровня. Первый - это реликтовые программы, осколки прошлых К., которые живут и в современном мире, оказывая на человека определенное воздействие. Люди часто бессознательно действуют в соответствии с программами поведения, которые сложились еще в первобытную эпоху и которые утратили свою ценность  в качестве регулятива, обеспечивающего успех практических действий. Сюда относятся многие суеверия, типа приметы у русских поморов о том, что половые связи перед выходом на рыбную ловлю могут сделать ее неудачной (пережиток табу  первобытной эпохи, реально регулировавших половые отношения первобытной общины  в период групповой семьи, устраняя таким способом столкновения на почве ревности в общине, которые нарушали совместные производственные действия). Второй уровень - это слой программ поведения, деятельности, общения, которые обеспечивают сегодняшнее воспроизводство того или иного типа общества. И, наконец, третий уровень культурных феноменов образуют программы социальной жизни, адресованные в будущее. Их генерирует К. за счет внутреннего оперирования знаковыми системами. Вырабатываемые в науке теоретические знания, вызывающие переворот  в технике и технологии последующих эпох; идеалы  будущего социального устройства, которые еще не стали господствующей идеологией; новые нравственные принципы ,  разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век - все это образцы программ будущей деятельности, предпосылка изменений существующих форм социальной жизни. Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества, адресованный к будущему. В современных обществах его динамика  во многом обеспечивается деятельностью особого социального слоя людей - творческой интеллигенции, которая по своему социальному предназначению должна постоянно генерировать культурные инновации. Многообразие культурных феноменов всех ее уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в Целостный в Словаре Ожегова'>целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной К. Они представлены мировоззренческими универсалиями (категориями К.), которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ  человеческого мира. Мировоззренческие универсалии - это категории ,  которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной К. оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Категориальные структуры, обеспечивающие рубрификацию и систематизацию человеческого опыта, давно изучает философия .  Но она исследует их в специфическом виде, как предельно общие понятия. В реальной же жизни К. они выступают не только как формы рационального мышления, но и как схематизмы, определяющие человеческое восприятие  мира, его понимание и переживание. Можно выделить два больших и связанных между собой блока  универсалий К. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты  (природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях  пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.д. Но кроме них в историческом развитии К. формируются и функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют второй блок универсалий К., к которому относятся категории: "человек", "общество", " сознание " , "добро", "зло", "красота", " вера " , "надежда", "долг", " совесть " , " справедливость " , " свобода "  и т.п. Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивида  в систему социальных отношений и коммуникаций. Между указанными блоками универсалий К. всегда имеется взаимная корреляция ,  которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности. Поэтому универсалии К. возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент  прямо или косвенно связан с другими. В системе универсалий К. выражены наиболее общие представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т.п. Они выступают в качестве своего рода глубинных программ, которые предопределяют сцепление, воспроизводство и вариации всего многообразия конкретных форм и видов поведения и деятельности, характерных для определенного типа социальной организации. В мировоззренческих универсалиях К. можно выделить своеобразный инвариант, некоторое абстрактно всеобщее содержание, свойственное различным типам К. и образующее глубинные структуры человеческого сознания. Но этот слой содержания не существует в чистом виде сам по себе. Он всегда соединен со специфическими смыслами, присущих К. исторически определенного типа общества, которые выражают особенности способов общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в данной К. шкалу ценностей. Именно эти смыслы характеризуют национальные и этнические особенности каждой К., свойственные ей понимания пространства и времени, добра и зла, жизни и смерти, отношения к природе, труду, личности и т.д. Они определяют специфику не только далеких, но и родственных К. - например, отличие японской от китайской, американской от английской, белорусской от русской и украинской и т.д. В свою очередь, исторически особенное в универсалиях К. всегда конкретизируется в огромном многообразии групповых и Индивидуальный в Словаре Ожегова'>индивидуальных мировосприятий и миропереживаний. Для человека, сформированного соответствующей К., смыслы ее мировоззренческих универсалий чаще всего выступают как нечто само собой разумеющееся, как презумпции, в соответствии с которыми он строит свою жизнедеятельность и которые он часто не осознает в качестве ее глубинных оснований. Смыслы универсалий К., образующих в своих связях категориальную модель  мира, обнаруживаются во всех областях К. того или иного исторического типа в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, в философии, религии, художественном освоении мира, функционировании техники, в политической К. и т.п. Резонанс различных сфер К. в период формирования новых идей, имеющих мировоззренческий смысл, отмечали философы, культурологи, историки при анализе  в синхронном срезе различных этапов развития науки, искусства, политического и нравственного сознания и т.д. (Шпенглер, Кассирер, Тойнби, Лосев, Бахтин). Можно, например, установить своеобразный резонанс между идеями теории относительности в науке и идеями лингвистического авангарда 1870-1880-х (Й. Винтелер и др.), формированием новой художественной концепции мира в импрессионизме и постимпрессионизме, новыми для литературы последней трети 19 в. способами описания и осмысления человеческих ситуаций (например, в творчестве Достоевского), когда сознание автора, его духовный мир и его мировоззренческая концепция  не стоят над духовными мирами его героев, как бы со стороны из абсолютной системы координат описывая их, а сосуществуют с этими мирами и вступают с ними в равноправный диалогПреобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение  глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в универсалиях К. Переустройство обществ всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. Никакие крупные социальные изменения  невозможны вне изменений в К. В качестве социального индивида человек является творением К. Он становится личностью  только благодаря усвоению транслируемого в К. социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность. Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы ,  идеи, верования  и т.п., которые могут соответствовать социальным потребностям. В этом случае они включаются в К. и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в К. появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в К. возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением К., вместе с тем является и ее творцом. также: Категории культуры. В.С. Степин

10. Культура – (culture) — творение человека  и использование символов, поделок. Культура  может пониматься как "жизненный путь" всего общества, и это будет включать нормы  обычаев, одежды, языкаритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение  человека — это, прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания (социальных детерминантов) (см. Споры о природе и воспитании ) . Действительно, его бытие  отличается от других животных Способность в Словаре Ожегова'>способностью коллективно создавать и передавать символические значения (см. Язык). Знание  о культуре приобретается путем сложного процесса ,  который, в сущности, является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием (см. Культурный релятивизм ) . Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными (см. Рефлективность). Во многих обществах бытует убеждение ,  что культура и природа находятся в конфликте  друг с другом; что первая должна стремиться победить вторую путем процесса цивилизации. Такое представление можно найти и в естественнонаучных традициях  западных обществ, а также в теории Фрейда, который видит культуру, возникающую вне сдерживания и сублимации мотивов человеческого поведения ( Эроса  и Танатоса ) . Многие, однако, расценивают данное отношение  не как противоречие ,  но как дополнение. В феминистских работах  последних лет высказывается предположение, что системы убеждений, отстаивающие антагонистическую связь между природой и культурой, доказали свою экологическую деструктивность .  Ведь люди суть природа и обладают сознанием  природы (Гриффин, 1982). Они не только способны создавать культурные формы и, в свою очередь, поддерживаться этими формами, но также теоретизировать о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. Например, теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне их провели различия между "высшими" и "низшими" культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие  использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям ,  обе группы утверждают, что культура 20-го столетия обеднела и ослабела. Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса .  Радикальные теоретики видят угрозу качеству культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении "капиталистической индустрии культуры" Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации  имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс. Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т.С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, — сексуальностьстарениесмерть, - сделала значимым культура и ее преобразующее влияние .  Даже потребление  продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением  и обычаями. См. также Антропология ;  Массовое общество ;  Субкультура

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Культура» в других словарях:

Культура

- (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование,развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества...
Энциклопедический словарь

Культура

- Ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обраб...
Словарь Даля

Культура

- Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного Spec. и еще 5 определений
Словарь Ожегова

Культура

- Цивилизация.
Словарь синонимов

Культура

- - слово латинского происхождения, означающее: возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание. Культура - это то, что... и еще 3 определения
Исторический словарь

Культура

- - определение человека , взятого с точки зрения его всеобщности, важнейшая сторона воспроизведенной деятельности, общества, чело... и еще 12 определений
Философский словарь

Культура

- - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики. В более... и еще 2 определения
Политический словарь

КУЛЬТУРА

- Ы, ж. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном от-ношениях. Материальная к. Исто...
Словарь иностранных слов

культура

- - 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, ум...
Большой бухгалтерский словарь

культура

- КУЛЬТ'УРА , культуры, ·жен. ( ·лат. cultura) ( ·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в п...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: