Skip navigation

Что такое Коммунизм? Значение слова kommunizm, социологический словарь

Значение слова «Коммунизм» в Социологическом словаре. Что такое коммунизм? Узнайте, что означает слово kommunizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Коммунизм

1. Коммунизм – (от лат. communis - общий) - англ. communism; нем. Kommunismus. По К. Марксу -идеал общества, характеризующегося обществ, собст- венностью на средства производства ,  соответствующей высокоразвитым производительным силам ,  обеспечивающей всестороннее развитие  личности, ликвидацию классов, обществ, самоуправлениереализацию принципа :  от каждого по способностям - каждому по потребностям. См. СОЦИАЛИЗМ .   

2. Коммунизм – (communism). Ряд политических идей, выдвинутых Марксом, развитых Лениным и возведенных в ранг  идеологии с попыткой осуществления в Советском Союзе, Восточной Европе и некоторых странах третьего мира.

3. Коммунизм – (лат. communis - общий) - одна из радикальных версий общественного идеала ,  сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В социально- и историко-философском измерении идея К. может быть охарактеризована как интеллектуальное явление эсхатологического и сотериологического порядка, выступившее своеобычной гипнотизирующей мутацией идеи о неограниченности и линейности общественного прогрессаприсущего западноевропейской философии истории конца 18 - середины 20 в. (По мнению широко известного специалиста  в области теории и истории К. - Р. Левенталя, - "для понимания генезиса коммунистического тоталитаризма  необходимо осознать, что русские коммунисты захватили власть  во имя утопического идеала совершенного равенства, выработанного радикальным крылом западного Просвещения - особенно в период французской революции".) В совокупности ряда своих существенных особенностей, т.обр., К. может трактоваться и как разновидность христианских ересей. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс , Энгельс , а также последователи и подражатели их парадигме понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания комплекса  представлений о К. были изложены в работах  Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", " Принципы   коммунизма " , " Развитие   социализма  от утопии к науке", "Критика Готской программы" и др., а также в идеологическом творчестве Ленина , Троцкого , Бухарина и др. В концептуальном плане   совокупность  идей, гипотез и социально-преобразующих программ, именовавшаяся Марксом и Энгельсом как "научный К.", не совпадает с теорией исторического материализмаПоследний являет собой комплекс теоретических представлений, предметом которых выступали законы  и закономерности стихийной необходимости в обществе, процессы  осуществления истории в структурах  отчуждения и самоотчуждения; исторический материализм  анализирует сущность и параметры  классового по природе своей общества, в границах  которого именно "общественное бытие "  определяет " общественное сознание " . "Научный" же К. в потенции своей интерпретировался Марксом и Энгельсом как теория  самоуправляющегося общества, способного регулировать направление и темпы социальных изменений; как теория общества, освободившего людей от закрепощения стихийными силами экономической динамики общества и достигшего стадии эффективного контроля над последствиями человеческих действий. Переход от социума ,  выступавшего объектом исторического материализма, к социуму - объекту  "научного К." рассматривался как "скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" на основе сформировавшегося мирового рынка и централизованной капиталистической экономики. Увеличение производительного потенциала  человечества в целом было сопряжено, по Марксу, со все большей деградацией индивидапорабощенного силами отчуждения и властью денег. К. поэтому, согласно ранним работам Маркса, должен был явиться спасительным результатом универсального преодоления (в процессе "самообогащающегося отчуждения") всевозрастающей амбивалентности природы человека  классового общества и обретения им таким образом "подлинного освобождения". (" Свобода " , по Марксу, или "коммунистическая" свобода выступала как свобода экзистенциального порядка, как свобода "родового сознания", уничтожающего плюрализм  личных интересов людей во имя безграничного развития всего богатства природы человека. Негативная, частная свобода индивидов в обществе и государстве понимается в "научном К." как эгоистическое по сути самоотчуждение, как свидетельство растущей дегуманизации человека. Маркс в принципе отвергал трактовку свободы в контексте  индивидуалистически-правовых понятий и ориентаций либерально-демократического толка.) Представляя К. как итог процесса ликвидации системы общественного разделения труда  и "рыночной ипостаси" человека капитализма ,  как социальный  идеал всестороннего свободного самоосуществления личности во всех измерениях ее существования и деятельности, Маркс в дальнейшем осознал неизбежность "непосредственно-обобществленного", планируемого, жестко организованного, управляемого "сверху-вниз" производства (типа "одной большой фабрики") и в условиях К. ( образ  натурального хозяйства Робинзона Крузо как модель  экономики К., субъектом которой выступает социум- коллектив ,  направляемый единой волей из - видимо - единого центра.) Особый акцент на исторической объективности и неизбежности процессов предельной централизации общественного производства сделал в дальнейшем Энгельс ("Развитие социализма от утопии к науке"). Ленин же в своих перспективных моделях большевистски-комму-нистического переустройства общества требовал достижения такого положения дел, когда "...все граждане превращаются в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие .  Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного "синдиката"... Все общество  будет одной конторой и одной фабрикой с равенством  труда и равенством платы". Осознавая принципиальную несовместимость собственных демагогических лозунгов о "непосредственном участии" трудящихся в управлении, Ленин сформулировал тезис о позитивности "подчинения, притом беспрекословного, во время  труда, единоличным распоряжениям советских руководителей, диктаторов, выборных или назначенных советскими учреждениями, снабженных диктаторскими полномочиями". Все граждане общества отдавались тем самым в полное распоряжение коммунистической номенклатуры: Ленин требовал "полной и окончательной замены торговли планомерно организованным распределением " , "принудительного объединения всего населения в потребительско-производственные коммуны", отмены денег - вплоть до "труда вне нормы ,  даваемого без расчета на вознаграждение", и "неуклонных, систематических мер к замене индивидуального хозяйничания отдельных семей общим кормлением больших групп семей". (Показательно, что не будучи знакомыми с идеями раннего творчества Маркса о противоположности личного, прямого, внеэкономического принуждения, с одной стороны, и опосредованного, рыночного, экономического - с другой ,  идеологи большевизма  в процедурах  своей деятельности полностью воспроизвели мысль Маркса о том, что отнимая власть у "вещей" (денег, товаров), необходимо "передать ее лицам, наделяя одних людей властью над другими людьми".) В популярных же в 1920-е изданиях "Азбука коммунизма" (Бухарин, Е.А. Преображенский) и " Терроризм  и коммунизм" (Троцкий) центральное место занимали предельно экстремистские требования утопически-коммунистических преобразований: принадлежность детей не родителям, а "коллективу"; упразднение домашнего хозяйства; трактовка пролетарского насилия, "начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью" как "способа собирания человечества" и " метода  выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи"; всеобщей милитаризации труда. (Согласно Троцкому, "мы делаем первую в истории попытку организации труда в интересах самого трудящегося большинства. Это, однако, не исключает элемента  принуждения во всех его видах, и самых мелких, и самых жестоких... Верно ли, что принудительный труд всегда непроизводителен? Приходится отметить, что это самый жалкий и пошлый либеральный предрассудок .  Весь вопрос в том, кто, над кем и для чего применяет принуждение " .) Абсолютный крах политики "военного К." в Советской России явился практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи К., невозможности его построения хоть сколько-нибудь цивилизованными методами. Как самообозначение понятие  "коммунистический" было и остается присущим как значимому числу политических партий - правящих (КНР и др.) и оппозиционных (Россия и др.), так и экстремистских группировок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий идее К. служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин  "К." выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты "  (Энгельс). Безотносительно к потенциальным деталировкам, содержание понятия  "К." на рубеже 20-21 вв. может выражать: 1) отрицание  любых форм организации института  собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность " , она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов " капитал  - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах  ( практика  большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида  по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса .  В целом К., как правило ,  выступает в ряде ипостасей: как идеология  маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма ,  противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". (Гипнотизирующий эмоциональный эффект  идеи К. нашел, в частности, отражение в сборнике воспоминаний бывших европейских приверженцев идеологии К. 20 в. - А. Жида, А. Кестлера, И. Силоне, Р. Райта, С. Спендера - "Бог, потерпевший крушение", 1949). Ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, К. невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента )  исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслиться как принципиально внеальтернативное планетарное явление. А.А. Грицанов

4. Коммунизм – (communism) — 1. Политическая идеология .  происходящая от социализма  и особенно от Маркса и последующих марксистов и нацеленная на построение общества без частной собственности на средства производства ,  без социальных классов и государства. 2. Форма  общества, приближающаяся к социалистическому идеалу .  3. Любое общество  20-го столетия, управляемое коммунистической партией. Термин  появился в 19-м столетии и был принят Марксом для обозначения идеального общества, к построению которого должны были стремиться социалисты. С революционным ниспровержением капитализма  Маркс предусматривал появление "социалистических обществ". В них государство  все еще будет играть определенную роль ,  и только с преобразованием всех отношений собственности и отмиранием государства настанет очередь коммунизма .  На протяжении большей части 19-го столетия даже политические партии, придерживающиеся в какой-то мере данной программы, продолжали называть себя социалистическими. В 1918 г. Российская социал-демократическая рабочая партия  заменила название на Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков). С тех пор термин стал ассоциироваться, прежде всего, с партиями и обществами, на которые в той или иной фазе оказал влияние  СССР, даже если с ним (см. Троцкий; Маоизм )  могли иметься расхождения. На коммунизм 20-го столетия решающее влияние оказал Ленин, прежде всего посредством учения о партии, основанной на демократическом централизме, имеющей профессиональное революционное руководство ,  принимающем на себя роль развития теории и практики революционного коммунизма. Ленинская точка зрения состояла в том, что без революционной партии рабочий класс  будет бастовать и восставать против капиталистического правящего класса ,  преследуя экономические, а не революционные, политические цели. Поэтому коммунизм 20-го столетия часто связан с марксизмом-ленинизмом. С конца 1920 г.  на данное понятие  решающее влияние оказал сталинизм .  В международном коммунистическом движении произошел раскол из-за вопроса о том, представлял ли коммунизм продолжение или же решительный разрыв с марксистско-ленинским путем развития. Поэтому сторонники Сталина не прекращали называть СССР коммунистическим, а с 1948 по 1989 г.  под влиянием СССР оказались восточноевропейские страны. Другие партии, в частности, различные послевоенные европейские троцкистские группы, рассматривали эти общества как переходные (идущие к коммунизму), государственно-капиталистические или вырождающиеся рабочие  государства либо как новые формы — ни капиталистические, ни социалистические (см. также Государственно-социалистические общества ) . Вплоть до 1970-х гг. большинство европейских коммунистических партий продолжало поддерживать СССР, однако с этого времени в становлении еврокоммунизма  внутри европейских партий стали обнаруживаться тенденции к отходу от Советского Союза и проведению стратегии политического влияния, считавшейся более соответствующей собственным странам и изменившимся условиям конца 20-го столетия. К началу 1980-х гг. коммунистическое движение в Западной Европе изменилось, но уже произошло падение численности членов и поддержки избирателей. За пределами Европы с 1940-х гг. различные коммунистические движения возникли в "третьем мире". Многие из них заняли видное положение в национальных движениях за независимость  (см. Колониализм  и Неоколониализм ) . Наиболее явный приход коммунистических партий к власти состоялся в Китае, Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и на Кубе. Они испытали наибольшее влияние вдохновленной сталинизмом модели организации партии, государственного централизованного планирования и однопартийной системы, даже несмотря на то, что маоизм в Китае, с его теоретическим представлением о первичной роли крестьянства, предложил, казалось бы, более подходящую для "третьего мира" теорию революции. Для немарксистских наблюдателей весь опыт коммунистических обществ XX в. доказывает следующее: коммунизм означает отсутствие демократии, наличие централизованного государственного контроля практически над всеми аспектами жизни общества, негибкую экономику, неспособную поддерживать экономический рост ,  а зачастую и автократические тиранические диктатуры, примером которых служат Сталин в СССР, Мао в Китае и Кастро на Кубе, вторых это привело к разработке понятия тоталитаризма ,  в котором как фашистские (см. Фашизм ) , так и коммунистические государства противопоставляются демократическим обществам, основанным на законах рынка (см. также ДемократияСтабильная демократия).

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Коммунизм» в других словарях:

Коммунизм

- (от лат. communis - общий) - общее название различных концепций,в основе которых отрицание частной собственности (первобытный комм...
Энциклопедический словарь

Коммунизм

- Теоретический общественно-экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства и существующий по...
Бизнес словарь

Коммунизм

- Марксистско-ленинская теория создания и развития такой формации. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Коммунизм

- — учение о бесклассовом обществе будущего, новой, сменяющей капитализм общественно-экономической формации, основанной на обществ... и еще 5 определений
Исторический словарь

Коммунизм

- - древний гиперцентр, идеал утопической социальной системы, представляющей полюс, противоположный злу, несправедливости, голоду,... и еще 6 определений
Философский словарь

Коммунизм

- - политическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Легло в основу политической теории и практики большев... и еще 7 определений
Политический словарь

КОММУНИЗМ

- А, мн. нет, м. 1. Общественно-экономическая формация, которая, по предположению теоретиков марксизма, долж-на прийти на смену кап...
Словарь иностранных слов

коммунизм

- КОММУН'ИЗМ , коммунизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. communis - общий) ( научн. , полит. ). 1. Общественная формац...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: