1. Капитализм - англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило , считаются: частная собственность на средства производства , конкуренция , стремление к максимализации прибыли как движущей силы экон. процессов, свободный рынок , наемный труд большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме - обществ.-экон. формация , основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом. К. характеризуется господством товарно-денежных отношений, наличием развитого обществ, разделения труда, ростом обобществления производства, превращением рабочей силы в товар .
2. Капитализм - 1. Тип соц.-экономич. системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило , считаются; частная собственность на средства производства , конкуренция , стремление к максимизации прибыли как движущей силы экономич. процессов, свободный рынок, наемный труд большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме - обществ.-экономич. формация, основанная на частной собственности на средства пр-ва и эксплуатации наемного труда капиталом. К. характеризуется господством товарно-денежных отношений, наличием развитого обществ. разделения труда, ростом обобществления пр-ва, превращением рабочей силы в товар.
3. Капитализм – (capitalism). Экономическая система , основанная на рыночном обмене . Под “капиталом” понимаются богатство или деньги , инвестируемые на рынке с целью получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими — их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.
4. Капитализм – социально-экономическая система , при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.
5. Капитализм – (позднелат. capitale от caput - голова) - историко-экономическое и философско-социологическое понятие , традиционно использующееся для Словаре Ожегова. Обозначение - это...'>обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином " капитал " , вошедшим в оборот в 12-13 вв., обозначались "запас товаров; ценности ; денежная масса ; деньги , приносящие процент". На протяжении конца 17 - в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет термины "фонды", " богатство " , "ценности", "имущества", "достояние" и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т.е. присвоением капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Ж. Прудону, К. - это "экономический и социальный строй, при котором капиталы - источник дохода - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась - поздние работы Энгельса , у Маркса термин отсутствует - сопряженно выработке (1834) и распространению термина " социализм " как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-практической альтернативы буржуазному обществу или "К.". Статус одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера ( работа " Протестантская этика и дух капитализма " ) и Зомбарта ("Современный капитализм " , "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена , то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932. При К. система экономики характеризуется правом человека на владение и распоряжение частной собственностью и капиталом с целью получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду , и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация индивидов в процессе поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум (а не труд ! ) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане ) выступает рационально фундированная вера в долговременный экономический рост ; г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права как института , обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс ) (ср. " время - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы , задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм , сделавший возможным христианство как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль в процессах вызревания К. Господство за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни. Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, Упадок? Узнать в Словаре Ожегова. Упадок - это...'>упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям ; упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция демократического К. Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам , термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм , Геополитика , Новак. А.А. Грицанов