1. Холизм – (от греч. holos - целый, весь) - англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт-сом), выражающийся в формуле, что "целое больше, чем сумма его частей". X. присущ целом ряду концепций развития, рассматривающих мир как иерархию "целостностей" (появляющихся в ходе эволюции все новых и новых объектов), высшая из к-рых - человеческая личность . " Целостность " мира - результат творческой эволюции, направляемой нематериальным и непознаваемым "фактором целостности", имеющим мистический характер .
2. Холизм – (от греч. holon - "целое") - понятие , с помощью к-рого характеризуются теории, акцентирующие (и абсолютизирующие) несводимость исследуемого целого к его частям. В более широком (и нестрогом) смысле слова термином X. обозначаются все филос. теории, использующие понятие "о живом целом". В социологии название "холистские" закрепилось за концепциями, к-рые при рассмотрении своего предмета отправляются от постулата: "целое больше, чем сумма его частей". Холистами считаются представители школы в социологии органической (см.) и их идейные преемники. Однако позитивисты и критические рационалисты (К. Поппер) склонны иногда называть холистами всех исследователей, отправляющихся от представления о целостности изучаемого объекта независимо от того, придается ли ей органицистский смысл или нет. В современной социологии холистская т. зр. открыто и последовательно никем не разделяется, но обвинение в холизме иногда используется в дискуссиях . А.Ф. Филиппов.
3. Холизм – (holism) — 1. Форма социологической теории, которая подчеркивает примат "социальной структуры", "социальной системы" и т.д. в определении социальных результатов и в социологических объяснениях. Противоположная позиция — методологический индивидуализм . В том значении, в каком его использует Поппер (1957), термин имеет в основном уничижительный оттенок. См. также Ситуационный анализ и ситуационная логика . 2. (В более нейтральном смысле) склонность социологии, в отличие от других более специализированных социальных наук, к поддержанию всеобъемлющего представления о социальных явлениях.