1. Биоэтика - направление соц.-филос. мысли, ставящее своей задачей изучение нрав-ственно-этич., соц.-политич. и гуманитарных аспектов биологич. наук. Термин "Б." введен в научн. оборот В.Р. Поттером - видным амер. ученым, автором книги " Биоэтика . Мост к будущему". Ссылаясь на мысль Ч. Сноу о том, что недооценка учеными соц. последствий научн. открытий, с одной стороны, непонимание сути этих открытий гуманитариями, с др. - приведут к гибели человеческую цивилизацию, Поттер предлагает построить "мост к будущему", создав Б., соединившую в себе достижения как гуманитарных, так и естественных наук. Б., по Поттеру, должна основываться на биологич. науке и включать в себя наиболее существенные элементы соц. и гуманитарных наук, акцентируя внимание на философии. Итоги первоначальному периоду развития Б. были подведены в четырехтомной "Энциклопедии биоэтики" (1976). Опираясь на материал, представленный в этой энциклопедии, можно выделить пять групп проблем, составляющих основное содержание биоэтики. К первой группе можно отнести основные понятия, к-рыми оперирует Б. Это необходимая теоретич. база, категориальный аппарат Б. Сюда входят дефиниции здоровья и болезни, жизни и смерти, понятия человека , личности, эвтаназии и т. п. Вторая группа проблем Б. связана с экстремальными или неординарными ситуациями существования человека, с фактами рождения и смерти, болезни и трансплантации органов. Третья группа связана с вмешательством в биологич. природу человека. Такое вмешательство нередко продиктовано заботой о его здоровье , но вместе с тем может использоваться и в антигуманных целях, для манипуляции сознанием и поведением человека. В четвертую группу можно выделить экологич. проблемы: охраны окружающей среды, защиты животных и т. д. К пятой группе относятся соц. вопросы, получившие новое звучание в связи с развитием Б. Это вопросы соц. неповиновения и патернализма , справедливости, свободы и морального долга перед будущими поколениями. Лит.: Сноу Ч. Две культуры. М., 1974; Potter V.R. Bioethics: Bridge to the Future. New Jersey, 1971; Encyclopedia of Bioethics. N.Y., 1978; Contemporary issues in bioethics. California, 1978. А.Д. Налетова
2. Биоэтика – (от греч. bios - жизнь и ethikos - этика , мораль , обычаи) - наука о нравственной стороне жизнедеятельности. Б. или этика жизни является разделом прикладной этики - философской дисциплины, которая изучает проблемы морали, прежде всего, относительно человека и всего живого, определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы. Термин "Б." был впервые предложен американским онкологом-исследователем В.Р. Поттером в 1969. Б. рассматривается В. Поттером как "новая дисциплина " , которая перекинет мост между точными и гуманитарными науками, соединит знание и размышление, разум , интуицию и эмпирический опыт для выживания человечества и для улучшения условий его жизни. Выступая в Коста-Рике в марте 1999, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: "Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность , как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова "гуманность". На сегодняшний день трактовка Б. разнородна. В узком смысле термином "Б." обозначается весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Этическая направленность Б. предполагает поиск решения моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований. Б. - это процесс осмысления неоднозначных ситуаций, постоянно возникающих в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания. Врачи, создающие новые технологии и осваивающие новые сферы приложения медицинского знания, объективно нуждаются в определенной этико-нормативной системе, содержанием которой является цельная и вполне определенная программа морального и юридического регулирования острейших проблем, возникающих в современной медицине. В широком смысле содержание понятия "Б." предполагает освещение и исследование ряда аксиологических, социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, причем касающихся в некоторых случаях не только человека, но и любых животных или растений, включенных в систему человеческих интеракций. Б. имеет, прежде всего, философскую направленность, так как предполагает, что процесс инноваций и экспериментальных исследований в медицине зависит не только от уровня научности медицины, но и от сложившегося в общественном мнении (сознании) представления о пределе вмешательства в живую природу и, следовательно, требует философско-методологического осмысления нового медицинского знания и новых медицинских технологий. Иными словами, Б. как новое научное направление основывается на достижениях современной биологии, но обосновывает или решает моральные и правовые проблемы, возникающие в ходе научных исследований и практической деятельности человека во взаимодействии с живым миром. Таким образом, Б., появившаяся около трех десятилетий назад, стала системным ответом на так называемые "проблемные ситуации" этико-правового характера, объективно возникающие в современной клинической практике под влиянием научно-технического прогресса в биологии и медицине, а также культурной панмиксии и социально-экономических факторов. Эта наука вписывается в более общий контекст биокультуры, охватывающей приложения биологии не только к социально-политической, но и ко всей гуманитарной проблематике и включающей наряду с Б. био-политику, биоэстетику, биоюриспруденцию, биотеологию и др. А.В. Бобрикова, Л.М. Сагальчик