Skip navigation

Что такое Антисемитизм? Значение слова antisemitizm, социологический словарь

Значение слова «Антисемитизм» в Социологическом словаре. Что такое антисемитизм? Узнайте, что означает слово antisemitizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Антисемитизм

1. Антисемитизм - англ. anti-Semitism; нем. Antisemitismus. Одно из проявлений национальной и этнической нетерпимости, выражающееся во враждебном отношении к евреям: от пренебрежительного отношения в быту и правовой дискриминации до геноцидаеврейских погромов и т. д.; часто выступает как составная часть праворадикальных и националистических идеологии и движений. См. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ ,  " КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ " , РАСИЗМ ,  ФАШИЗМ

2. Антисемитизм - форма  национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к Историческом словаре. Еврей - это...'>евреям в различных сферах социальной жизни и на различых уровнях социальной организации (бытовой, культурный, религиозный, политический А.) вплоть до геноцида  ( холокост ) . Эмансипация  еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений. В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного - "культурологического" - А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д. Идею о том, что исторически христианство  может рассматриваться как более совершенная религия ,  нежели иудаизм ,  отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг . В целом сама социальная ситуация после начала процесса  успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации". Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие  против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку Единственный? Узнать в Словаре Ожегова. Единственный - это...'>единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время )  являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим. Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки ,  усиливала изоляцию еврейской общины .  Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах  собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям ,  отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс  фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях. Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе  становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы Обвинение? Узнать в Историческом словаре. Обвинение - это...'>обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте  между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием  она распространилась на все общество .  Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы .  В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность  к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру. Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура  христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием  того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера  в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа  в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование  в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы  существенно отличаются между собой и это различие  и определяет историю как таковую: в этом контексте  конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза  исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация  между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии. В 19 ст. расовая теория  в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума ,  которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса". К.И. Скуратович

3. Антисемитизм – (anti-semitism) — враждебность к еврейскому народу  в формах  от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Антисемитизм» в других словарях:

Антисемитизм

- Форма национальных и религиозных предрассудков инетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин "антисемитизм"появился в 1870-...
Энциклопедический словарь

Антисемитизм

- Одна из форм национальной нетерпимости - враждебное отношение к евреям, искусственно создаваемое в целях разжигания национальной р...
Словарь Ожегова

Антисемитизм

- Юдофобство.
Словарь синонимов

Антисемитизм

- ( фр. antisemitisme, нем. antisemitismus) - одна из форм нац. нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям; часто... и еще 2 определения
Исторический словарь

Антисемитизм

- - одна из попыток конкретизации мирового зла, поиска антитотема, представление о том, что зло воплощается в евреях, которые пред...
Философский словарь

Антисемитизм

- — форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости, враждебное отношение к евреям ( термин « антисемитизм » появилс... и еще 4 определения
Политический словарь

АНТИСЕМИТИЗМ

- А, мн. нет, м. Одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитский...
Словарь иностранных слов

антисемитизм

- АНТИСЕМИТ'ИЗМ , антисемитизма, мн. нет, ·муж. Преследование евреев, враждебное отношение к евреям, возбуждаемое эксплоататорс...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: