1. Альтруизм - англ. altruism; нем. Altruismus. 1. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей в противоположность эгоизму. 2. По Э. Дюркгейму - обществ, состояние , при к-ром индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями. См. САМОУБИЙСТВО АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ .
2. Альтруизм - самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. В нек-рых случаях (при уходе за тяжелобольными, умирающими и т. п.) альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму (см.), индивидуализму , предпочтению личных интересов. А. как добродетель составлял одно из важных требований в религиозной морали ( буддизме , христианстве); как моральный принцип в стоицизме, в англ. этике XVIII в. (А. Шефтсбери, Д. Юм и др.), в этике Г. Лейбница, И. Канта, Л. Фейербаха. В современной социологии отношение альтруизм - эгоизм рассматривается как неразрешимая антиномия, свойственная человеческой природе. В эмпирич. социологич. и соц.-психологич. исследованиях человеческое поведение тестируется на способность к А., к-рый выступает как: 1) критерий нравственности поведения (Дж. Райт - Англия) и 2) высший этап нравственного развития личности (Л. Кольберг, Т. Лайкона - США). В современной социологии много эмпирич. исследований А. и "помогающего поведения" (helping behaviour). Иногда они трактуются как альтернатива эгоистической морали и различн. формам соц. переустройства об-ва. Лит.: Berk R.A. Collective behaviour. Brown, 1979; Rushton J.Ph. Altruism, socialization and society. Prentice-Hall, 1980; Margolis H. Selfishness, altruism and rationality. Chicago, 1984; Bedchoc S. Problem of altruism. Oxford, 1986. JI.B. Коновалова
3. Альтруизм - стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.
4. Альтруизм - самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.
5. Альтруизм – (фр. altruisme, лат. alter - другой ) - моральный принцип , основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма , безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается к суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие "А." введено Контом как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, А.Смит) и идеями французского Просвещения (Ж.-Ж.Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита А.Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. З.Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. - эгоизм" через рассмотрение Другого как уникального Я, подобного моему. Д.В. Майборода
6. Альтруизм – (altruism) — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение , следовательно, противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим, когда речь идет о человеческом поведении. Но тот факт , что поведение некоторых животных оценивается как альтруистическое, указывает на две возможные основы определения термина : намеренность и поведенческие эффекты . Термин был введен Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Раштон и Соррентино (1981) предлагают четыре объяснения альтруизма : (а) генетическое наследство, подтверждаемое примерами из мира животных, а также "эгоистической генной" теорией социобиолога Р. Доукина (1976), то есть альтруистическое поведение в отношении одного родственника (например, материнское поведение) имеет своим следствием сохранение некоторых общих генов; (б) когнитивное развитие : нравственное основание способность "принимать участие в другом" (см. Дж. Г. Мид) увеличиваются с возрастом; (в) социальный опыт: социализация влечет за собой усвоение опыта других посредством наблюдения и подражания; (г) благоразумное поведение: помощь другим может поощрять ответную помощь с их стороны (см. Теория обмена ) . Последнее скорее сомнительно альтруистическое, так как, вероятно, способно нести в себе расчет на личную или взаимную выгоду. При таких условиях вся человеческая деятельность могла бы рассматриваться как эгоистическая, но тогда было бы стерто всякое различие между альтруистическим и эгоистическим поведением. Психологи предложили личностный подход к альтруизму, ибо участливое поведение более выражено у одних людей, чем у других. Альтруизм по отношению к незнакомцам особенно влиятелен в философии государства всеобщего благоденствия и иллюстрируется Титмусом в исследовании деятельности службы переливания крови, где альтруизм — это обмен подарками и презентные отношения . См. Кооперативная организация и кооперативное движение . Ср. Конкуренция .