Skip navigation

Что такое Самоуправление? Значение слова samoupravlenie, политический словарь

Значение слова «Самоуправление» в Политическом словаре. Что такое самоуправление? Узнайте, что означает слово samoupravlenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Самоуправление

1. Самоуправление – — термин , введённый во времена перестройки в СССР для обозначения процесса перехода государственных Бизнес словаре. Предприятие - это...'>предприятий под управление коллективов этих предприятий. В те времена этот шаг казался естественным при переходе от плановой к рыночной экономике, однако как всегда у реформаторов «благие намерения» выстлали дорогу к деградации и полному уничтожению производства в некоторых отраслях промышленности. Кроме того, самоуправление стало первым шагом к приватизации государственной собственностинебывалому по своим масштабам акту грабежа и насилия над здравым смыслом. Самоуправление привело к тому, что вся власть на предприятиях сконцентрировалась в руках узких кланов, приближенных к руководству, а в условиях дикой демократии, когда рэкет и силовое решение проблем было обычным делом, это всё привело к консолидации этнической преступности, отдельные кланы в которой начали захват целых отраслей. Сегодня можно наблюдать продолжение этого процесса: азербайджанцы контролируют большую часть продажи продовольственных продуктов, армяне продают машины, таджики продают наркотики (тоже своеобразный бизнес ), а евреи продают деньги (очень неплохо устроились в банковской сфере). Как видно, никто из этих эффективных менеджеров ничего не производит, однако все умудряются что-то продавать. Такова суть рынка. См. также: самоокупаемость , самофинансирование .

2. Самоуправление - качественно особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур в решение внутренних проблем. Развитие С. - одно из основных направлений демократического совершенствования общества и государства. С. означает, что объекты управления (люди, их группы, объединения и организации) в той или иной мере одновременно выступают и как субъекты коллективного управления, поскольку так или иначе участвуют в выработке, принятии и осуществлении управленческих решений. Это предполагает достаточно высокий уровень общей и политической культуры населения, рост его социально- политической организованности и активности, децентрализацию управления и т.д. Важнейшими общими условиями и основами развития С. являются демократизация общества, расширение использования форм непосредственной демократии, совершенствование избирательной системы, развитие рыночных отношений и самостоятельности предприятий, расширение и углубление гласности, повышение действенной роли общественного мнения и т.д. Особое значение имеет развитие местного С., предусмотренное и Конституцией РФ. Большое внимание проблеме С. уделяли марксизм и анархизм . Последний абсолютизировал С.» доводя его до немедленного и полного отказа от всякой государственности. В отличие от этого марксизм рассматривал С. народа как тот социально-политический идеал , который должен в будущем прийти на смену государственному управлению. Исторический опыт показал, что нельзя допускать противопоставления кадрового, профессионального управления и С., государственного управления и общественного С. Они должны сочетаться и дополнять друг друга. Задача состоит в том, чтобы с учетом реальных условий находить оптимальное соотношение и взаимодействие между ними, исходя из критериев эффективности функционирования системы. Практика социально-политической жизни и в нашей стране показала, что искусственное форсирование общественного С. и преждевременная передача его органам функций государственного управления способны нанести современному обществу не меньший вред, чем недооценка места и роли С.

3. Самоуправление - форма организации общественной Жизнь? Узнать в Этимологическом словаре Фасмера. Жизнь - это...'>жизни определенного региона (города, района, области, страны), характеризующаяся тем, что все жители этого региона сами осуществляют функции управления своими общественными делами, не передоверяя их своим представителям и не закрепляя их за определенными лицами. Очевидно, что отличительная черта этой формы организации общественной жизни в особой форме Осуществление? Узнать в Словаре синонимов. Осуществление - это...'>осуществления в ней функции управления. Сама же функция управления присуща только общностям, обладающим сознанием , т.е. человеческим общностям, а направлена эта функция на сохранение структуры общности, поддержание режима ее работы, осуществление программы или цели ее деятельности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития рассматриваемой общности. С появлением человека как социального существа, поддерживающего посредством труда обмен веществ между собой и окружающей природой, возникает и сознание как отражение бытия, как осознание и познание практически изменяемой человеком объективной Реальность? Узнать в Энциклопедическом словаре. Реальность - это...'>реальности. С первых шагов становящегося человека его сознание являлось одним из важнейших, специфически человеческим средством обеспечения дальнейшего общественного прогресса , совершенствования жизни общества, служило необходимой предпосылкой сознательного управления общественным развитием. Однако практическая реализация такой Возможность? Узнать в Словаре Ожегова. Возможность - это...'>возможности - сложный, длительный и противоречивый процесс, ибо от сознательного управления человеком собственным поведением до сознательного управления развитием общества так же далеко, как далеко от пращи до баллистической ракеты. И тем не менее прогресс и здесь совершался, ибо сознательное управление , будучи мощным ускорителем прогресса, шаг за шагом входило в плоть и кровь социального развития. В самом деле, в любой организованной человеческой общности, будет ли это семья, трудовой коллектив или общество в целом, осуществление управленческих функций, придающих общности определенную организацию, является условием ее выживания, сохранения ее структуры, достижения целей ее деятельности. Сложные человеческие общности - большие коллективы, общество в целом, как правило, имеют специальную управленческую структуру, т.е. особую организацию особых людей - управляющих. Развитие и совершенствование функции управления и связанного с ним особого слоя людей привело к тому, что с возникновением государства как отделенной от общества и управляющей обществом с помощью принуждения, насилия особой организации людей возникла возможность (и она быстро стада превращаться в действительность) сначала использования управляющими доверенного им управления в своих корыстных целях, а затем и в узурпацию ими самой общественной власти, в превращение скромных слуг общества в деспотических господ над ним. Анализ ситуации привел к выводу, что решающим, если не единственным средством для устранения такого положения и этой опасности, является обратное поглощение обществом выделившихся из него управленческих функций, переход от управления общественными делами к самоуправлению, когда управленческая функция не закреплена за определенными лицами и осуществляется самой человеческой общностью . Очевидно, что противоположность управления и самоуправления относительна в том смысле, что и тут, и там имеет место управление, а значит все то, что предполагает управление: познание подлежащего управлению процесса, предвидение направления его развития, выработка целей управления, подбор допустимых для реализации цели средств такой реализации и, наконец, организация самих практических действий по достижению избранной управленческой цели. Но в том случае, если налицо не самоуправляющийся, а управляемый процесс, все названные этапы и функции управленческого процесса могут быть разделены на свои составные части и закреплены за теми или иными людьми, когда одни познают подлежащий управление процесс, другие вырабатывают управленческие решения, третьи организуют практическое достижение цели. Разумеется, что такая дифференциация и специализация существенно повышают качество управленческого процесса, позволяют в каждом звене опираться на специалистов, что позволяет рассчитывать на лучший результат. Но в этой же усложненности управленческого процесса содержатся и новые опасности его все большего отчуждения от управляемых, все больше соблазнов для управляющих подчинить управление своим интересам, узурпировать управленческую власть . Ведь такое дробление управленческого процесса и его профессионализация отделяют, отчуждают его от тех, на кого будут направлены управленческие функции и усилия, делают само управление подобного рода глубоко чуждым самим управляемым. Жизнь ставит дилемму: или все большая профессионализация управленческого процесса, а вместе с тем все большее отчуждение его от управляемых, или во имя преодоления подобного отчуждения устранения непосредственной опасности узурпации управленческих функций и власти согласиться на депрофессионализацию управления, передавая функции управления самому обществу, его гражданам. Как же разрешить возникающее здесь противоречие ? Путем органического сочетания позитивных сторон того и другого, повышения грамотности, профессионализма членов общества, его граждан и умножения предпосылок для развития самоуправления. Что это значит? В условиях, когда сохраняется государство , политика и политические отношения , т.е. когда важнейшие функции управления совершаются посредством государственных управляющих, служащих, чиновников, бюрократов, для развития начал самоуправления необходимо следующее. Во-первых, самоуправление , не отрицая индивидуальных различий между гражданами, предполагает равенство между людьми в отношении к управленческому процессу, здесь должно устраняться деление на управляющих и управляемых, а также на граждан, постоянно выполняющих те или иные управленческие функции и не выполняющих подобных функций. Рост образованности и культуры позволит все более широкому кругу людей быть способными к выполнению любых управленческих функций. Во-вторых, необходима децентрализация управления, т.е. перераспределение управленческих функций между центральными (для данного региона) и местными органами управления в пользу последних. Это объясняется следующим. Прежде всего, граждане, жители данного региона (города, района) лучше знают существо стоящих здесь проблем, ибо сама жизнь ежедневно сталкивает их с этими вопросами. Такого знания более широких проблем более высокого уровня у них, естественно, нет. С этим связано и то, что и принимать решения по вопросам, с которыми ты сталкиваешься повседневно гораздо легче, да и решения будут вполне компетентными в сравнении с решением тех проблем, которых ты не знаешь, с которыми сам не имеешь дела. Совершенно очевидно, что каждый, решая "свои" вопросы, тем самым сам управляет собой, занимается самоуправлением, чего нельзя оказать о тех, кто решает по преимуществу не "свои" вопросы, а "чужие", затрагивающие интересы других людей. В-третьих, необходима "ротация" граждан, т.е. смена ими общественного места или выполняемой ими функции: сегодня "управляющий", а завтра "управляемый" и наоборот, причем не только с точки зрения вхождения или невхождения в управленческие структуры (избрание депутатом, работа в комиссиях и т.п.), но также и в связи с поочередным выполнением управляемыми то одних, то других управленческих функций, исключающих их закрепление за определенными лицами, что и будет означать присвоение этих функций не индивидами, а обществом, обратное их обобществление, характерное для самоуправления. Самоуправление. Термин "самоуправление" появился во французском языке лишь в начале 60-х годов и употреблялся применительно к Югославии, однако политическая теория и общественное движение, т.е. та самая реальность, которую он отражает, имеют намного более древние и глубокие корни. В начале " Манифеста Коммунистической партии" Маркс и Энгельс отмечали, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Эта борьба приводит не к победе одного класса над другим, а к революционному рождению нового класса, который усиливает и, вместе с тем, видоизменяет антагонизм между группами эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену подобной неравноправной и, следовательно, несправедливой ситуации должно прийти, опять же по Марксу и Энгельсу, "такое объединение людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех". Эта формулировка прекрасно определяет самоуправление. Таким образом, основой самоуправления является утверждение равенства между людьми. Подобное понимание уходит корнями в глубокую древность, так как еще философы-стоики считали каждого человека "гражданином мира", а апостол Павел осуждал всякое превосходство одной национальности над другой и, следовательно, выступал против расизма и угнетения одним "избранным" народом других "народов без истории". Позднее Декарт разработал философские основы демократии, отвергая авторитет на основании принципа , гласящего, что любой человек должен принимать за истинное лишь то, что явно представляется ему таковым. Руссо сделал политические выводы из этого основополагающего принципа равенства, назвав общественным договором такое объединение людей, где "каждый отдает обществу себя и все свои возможности при высшем главенстве общих интересов". И действительно, по Канту, необходимое чувство достоинства каждого человека повелевает ему повиноваться лишь такому закону , который он сам установил для себя, а поскольку этот закон отвечает рациональной природе человеческого рода, он приведет к Создание? Узнать в Словаре Ожегова. Создание - это...'>созданию всемирного миролюбивого союзного общества. На различные второстепенные формы неравенства между людьми следует смотреть как на источник разнообразия и богатства человеческих проявлений, а не как на предпосылку господства. В течение долгого времени эти идеи великих мыслителей игнорировались иерархической организацией обществ вплоть до семьи, за редким исключением небольших "первобытных" общин, не имеющих "государственности". Слабые практически повсеместно были готовы мириться со своим положением и даже желали защиты сильных мира сего, живя, таким образом, в условиях "добровольного рабства", передав свои дела в чужие руки, что можно было бы назвать "чужеуправлением". Однако веками противоестественный характер такого неравноправного разделения вызывал бунты , революции, а следовательно, имели место и периоды самоуправления. Начиная с XIX в. такое порабощение большинства породило крупные общественные движения, в частности анархизм и марксизм , которые заставили философию спуститься на землю. Несмотря на некоторые различия, они ставили перед собой одну задачу - положить конец капиталистической эксплуатации рабочей силы путем уничтожения буржуазии в интересах пролетариата , ставшею всемирным классом. Такие попытки, часто называемые "рабочими советами", имели место в 1871 г. - Парижская Коммуна, в 1917-м - Советы в России, а также в Германии, Венгрии и, несколько позже, в Каталонии. К сожалению " экспроприация экспроприаторов" не смогла надолго установить самоуправление: в одной стране Советы разгромлены силой оружия, в другой, например, в СССР, на смену частным собственникам средств производства пришли политические бюрократы, частные собственники средств принятия решений. Неудачи самоуправления привели к коротким восстаниям в некоторых восточноевропейских странах и побудили Югославию объявить всеобщее самоуправление. Однако, в этой стране, равно как и позднее в Алжире, упорное сохранение однопартийной системы спровоцировало упадок системы самоуправления, вновь возникло экономическое неравенство, в частности в результате отсутствия реальной ротации руководящих кадров. Эти кризисы отнюдь не служат непреложным доказательством утопического характера самоуправления, но высвечивают саму его суть. Самоуправление не сводится к национализации средств производства, это- самоуправление производителей, объединенных оригинальными формами децентрализованного планирования. Конечно же, противоположностью самоуправления является эксплуатация , но в более широком смысле это и отчуждение. Устранение отчуждения означает не только обеспечение необходимых условий труда (как трактует, например, тейлоризм), но и создание новых видов свободной деятельности, революционизирующих труд, орудия труда и продукты труда, в то время как сейчас товары являются объектами, которые искусственно производят субъектов, способных их потреблять. Самоуправление касается не только сферы труда, но и всех областей человеческой жизни. Чтобы быть свободным, самоуправляемое общество нуждается в гласности и просторе для творческой энергии - основного источника радости человека.

4. Самоуправление - тип управления, при котором объект и субъект управления совпадает, т. е. люди сами управляют своими делами.

5. Самоуправление – предоставленное конституцией или иными государствеными актами право местных органов самостоятельно решеть круг вопросов, отнесеных к их компетенции. С. предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами.

6. Самоуправление - 1) форма народовластия, отрицающая политическое господство ; 2) деятельность местных органов власти, осуществляющих процесс управления на данной территории. С. как форма народовластия представляет собой способ управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности и исключающий необходимость применения специального аппарата принуждения. Характерными чертами С. являются: принадлежность власти всему коллективу , причем власть осуществляется либо членами сообщества непосредственно, либо через выборные органы; совпадение в "одном лице" субъекта и объекта управления: саморегулирование общности через посредство согласованных и совместно принятых социальных норм; совместное ведение общих дел, отстаивание и защита общественных интересов на основе самодеятельности. На принципах С. были основаны догосударственные самоуправляющиеся сообщества - общины, племенные собрания, военная демократия и др. Многие исторические формы С. строятся на тех же принципах, что и демократия: подчинение меньшинства большинству; формальное равенство ; свободное выражение интересов; общепринятые права и обязанности ;сочетание элементов представительства и прямого волеизъявления. В отличие от демократии С. может иметь как политический, так и неполитический характер. Кроме того, С. может иметь более локальный характер, объединяя территориальные и профессиональные общности. Другой вид С.- местное. Органы местного С. могут входить, а могут и не входить в систему государственной власти (напр., в РФ). По Конституции РФ они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.) определяет роль местного С. в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного С. и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного С. В соответствии с данным Законом практически на всей территории страны организованы органы местного С. (муниципальные органы), новая задача которых - решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических иных местных традиций.

Политический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Самоуправление» в других словарях:

Самоуправление

- Самостоятельность какой-либо организованной социальнойобщности в управлении собственными делами. Самоуправлениеадминистративно-тер...
Энциклопедический словарь

Самоуправление

- Участие рядовых работников, трудового коллектива в решении вопросов экономической деятельности компании, организации..
Бизнес словарь

Самоуправление

- Внутреннее, совими собственными силами управление делами к какой-нибудь организации, коллективе. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Самоуправление

- — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Например в городах — выборны... и еще 1 определение
Исторический словарь

Самоуправление

- - неотделимая от вечевого нравственного идеала способность локальных сообществ управлять своей жизнедеятельностью на основе обыч...
Философский словарь

Самоуправление

- -англ. selfmanagement; нем. Selbstverwaltung. 1. Автономное функционирование к.-л. организационной системы или подсистемы. 2. Уп... и еще 1 определение
Социологический словарь

Самоуправление

- Самоуправление - институт государственного права. термин С.(Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова) на континен...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

самоуправление

- САМОУПРАВЛ'ЕНИЕ , самоуправления, ср. (Право). 1. Узаконенный порядок, по которому какие-нибудь общественные учрежде...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: