Skip navigation

Что такое Вдохновение? Значение слова vdohnovenie, философский словарь

Значение слова «Вдохновение» в Философском словаре. Что такое вдохновение? Узнайте, что означает слово vdohnovenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Вдохновение

1. Вдохновение – В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта , при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово " вдохновение " (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие ), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического Взгляд в Словаре Ожегова'>взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы , представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера ; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение , что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону , который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект , сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме . По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием ; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение . Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее - к Проявление в Социологическом словаре'>проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала . В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям ( гениальность ) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт , очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях . Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса : в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая ( causa efficiens), во втором - причина формальная или идеальная (?????), в третьем - причина материальная или субстрат (?? ???????????). Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего. Вл. С.

2. Вдохновениесостояние предельного напряжения и взлета духовных сил, творческого горения человека ; « расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (Пушкин). Известно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным, даже таинственным образом. И действительно, мышление тесно связано с творческим порывом. Вы пытаетесь решить сложную проблему. Кажется, что эта задача вам не по силам . Мысль готова капитулировать. Ночью, когда напряжение спало, вы бессознательно ощущаете пути решения проблемы. Сначала зыбко, через некие образы рождаются конкретные шаги к осознанию задачи. Утром вы вдруг ощущаете свежесть мыслипрепятствия преодолены. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. В поэтическом одушевлении он искал путь познания природы. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениального воображения. Немецкий химик А. Кекуле пришел к открытию бензольного кольца (циклическая формула бензола), потому что оно привиделось ему в форме змеи, хвост которой находится в пасти. Дмитрий Иванович Менделеев не сразу представил себе созданную им периодическую систему элементов. Она рождалась как бы из тумана в виде некой таблицы, отдельные клетки которой оставались пустыми. Но, по расчетам, в них должны были быть элементы . И, действительно, недостающие элементы были открыты гораздо позже самой таблицы.

3. Вдохновение - см. Инспирация .

4. Вдохновение – — состояние человека , особо благоприятное для различных видов творческой деятельности. По словам Пушкина, “ вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”. В. характеризует полная сосредоточенность всех духовных сил человека на объекте творчества, эмоциональный подъем ( радость творчества, творческое горение), в силу чего труд становится исключительно продуктивным. В противоположность идеалистическому пониманию В. как “божественного неистовства”, мистической интуиции и внезапного озарения ( Платон , Шеллинг, Э. Гартман, 3. Фрейд, Г. Рид и др.), материализм отрицает какой бы то ни было сверхъестественный характер В., рассматривает его как психическое явление , обусловленное общественными и индивидуальными стимулами творчества, а также самим процессом труда.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Вдохновение» в других словарях:

Вдохновение

- Вдохнуть, см. вдыхать..
Словарь Даля

Вдохновение

- Творческий подъем, прилив творческих сил.
Словарь Ожегова

Вдохновение

- Наитие.
Словарь синонимов

Вдохновение

- Приподнятое состояние духа, вызванное самим человеком, Богом, добрым или злым духом. В последнем случае вдохновение называется о... и еще 1 определение
Исторический словарь

вдохновение

- ВДОХНОВ'ЕНИЕ , вдохновения, ср. ( ·книж. ). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. "Не часто к нам слетает вд...
Толковый словарь Ушакова

вдохновение

- Божественное, буйное, бурное, волнующее, волшебное, всеохватывающее, высокое, глубокое, душевное, дьявольское, живительное, животв...
Словарь эпитетов

Связанные понятия: