Skip navigation

Что такое Трансценденция? Значение слова transcendenciya, философский словарь

Значение слова «Трансценденция» в Философском словаре. Что такое трансценденция? Узнайте, что означает слово transcendenciya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Трансценденция

1. Трансценденция – (лат. transcendens - выходящий за пределы) - философский термин , означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта . Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии " ничто " атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).

2. Трансценденция - в христ. теологии философии - надмир-ское, сверхъестественное , выходящее за рамки чувственно данного человеку н доступного его познанию. Т. лежит за пределами чувственно данной действительности как сверхчувственное , чисто духовное начало - бог и человеч. душа . Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциалистами (у К. Ясперса Т. - открытость человеч. экзистенции абсолюту , переход от «чистого бытия» к «самобытню»; уМ. Хай-деггера Т. - переход от единичного человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).

3. Трансценденция – (от лат. transcendere — переступать) — в широком смыслепереход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного.

4. Трансценденция – (лат. transcendens - прешагивающий, выходящий за пределы) - философский термин , означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта . Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие Т. двумя дополнительными значениями. Во-первых, Т. обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии " ничто " атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр). А.Н. Шуман

5. Трансценденция – (от лат. transcendere - переступать) - в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). В метафизическом понимании трансценденция - переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. Основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (Кант); см. Трансцендентальный . Николай Гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта : в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. Противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. Он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое ( иррациональное или трансинтеллигибельное); см. Познание . Особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма . У Хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. Заброшенность ). По Сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь , как только превращает ее в "свой" предмет , делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение ), своего познания, своей деятельности. В собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у Ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. "самого Май", к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. Ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. Шифр ), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Трансценденция» в других словарях:

Трансценденция

- - англ. transcendence; нем. Transzendenz. 1. В широком смысле  -выход за собственные пределы; переход из области посюсторон...
Социологический словарь

Связанные понятия: