1. Суннизм - наиболее многочисл. из 2 (наряду с шиизмом) направлений ислама . Приверженцы С. - сунниты - живут в основном в Азии и Африке (в Пакистане, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Китае, Афганистане, Турции, Сирии, Ливане , Сауд. Аравии и ар. странах Аравийского п-ова и Персидского залива, в Иордании, Иране, странах Сев., Вост. и Зап. Африки), также в СССР, Болгарии. Югославии, Албании, на Кипре и в США. Возник С. во вт. пол. 7 з. в Аравии, а в 8-12 вв. в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате оформился как господств. направление ислама. Сунниты наряду с Кораном признают святость сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда я халифа Али ряд халифов, отвергаемых пиитами. 3 С. 4 школы (см. Мазхаб ) религ.-юридич. толка . В нашей стране из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. Как ре.чиг. направление С. ныне не централизован. С кон. 8 - нач. 9 а. а L. возникли мистич. течения - суфизм и др., в 18—19 вв. развились луритан. религ.-политич. направления ( ваххабизм /, а в 19-20 вв. реформац .-модер-нист. -ечения. Важнейшие места ежегодн. паломничества мусульман (хаожжа! - Мекка и Медина.
2. Суннизм - наиболее распространенное ортодоксальное течение мусульманского богословия; для него характер но признание источником и основой для решения философско-религиозных проблем, наряду с Кораном, сунны, т. е. священного предания. Религиозно-правовая основа С. как течения в исламе - шариат - сложилась к IX - ? вв. "Фундаменталистский" С. противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следования сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в мусульманской общине. Отличием суннитского направления от шиитского является отношение к наследованию духовной власти: имама -халифа (преемника Мухаммада) как светского и духовного главу мусульман должны избирать члены исламской общины. При этом, в отличие от социальных уравнительных тенденций хариджизма , в С. права имама намного шире как в духовной, так и в светской сфере. В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. " Суфизм "), рациональные черты С. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для С. характерны следующие черты: опора на коранические концепции картины мира и человека , а также рациональная критика христианской и иудейской теологии. Основы С. строятся на представлениях о сверхценном значении текста пророка (текстовая реальность Корана ). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога- абсолюта , отражение структуры Мировой? Узнать в Словаре Ожегова. Мировой - это...'>Мирового Разума , Мировой Души. Философское учение С. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля и т. д. С. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Предпринимаются многочисленные попытки согласовать религиозную философию С. с последними научными открытиями и концепциями. В частности, для описания возникновения Вселенной проводится креационистский анализ концепций "первовзрыва", используются пробелы в научном описании возникновения и развития жизни на Земле и т. п. Новые религиозно-философские идеи позволяют С. приспособиться к требованиям Современный? Узнать в Словаре Ожегова. Современный - это...'>современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада ). Современный С. во многом воспринял идеи панисламизма конца XIX - начала XX в., развившегося в учении Ал-Афгани, в стремлении найти собственный путь развития. (Лит.: Ислам - Энциклопедический словарь. М., 1991; Философская энциклопедия , т. 5. M., 1960; Григорян С. H. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.) И. А. Латыпов
3. Суннизм - одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений в исламе . В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство, кроме Ирана, Южного Ирака, Йемена, Азербайджана, где большинство - шииты , и Омана, где большинство - ибадиты (атипичная линия, возникшая от древних хариджитов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины", в отличие от шиизма , признающего имамами-халифами лишь Алидов.