Skip navigation

Что такое Смех? Значение слова smeh, философский словарь

Значение слова «Смех» в Философском словаре. Что такое смех? Узнайте, что означает слово smeh - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Смех

1. Смех - культурно-психологический феномен , в котором выражается способность человека к комической оценке действительности. В силу своей специфики среди других оценок С. всегда привлекал к себе внимание философии. Так, он рассматривался как особая способность человека, отличающая его, наряду с мышлением , от животного. С. двойственен, но обе его формы - низшая и высшая - происходят из одного корня, сохраняя к тому же единство внешнего выражения. Из примитивного С, обозначающего радость и энтузиазм здорового и наслаждающегося тела, рождается "С. ума", вступающий в конфликт со своим предком-двойником. Обе формы С. сосуществуют в истории культуры и жизни человека, постоянно смешиваясь друг с другом и образуя самые неожиданные сочетания. Двойственность С. при единстве формы выражения, целостность , скрывающая в себе диалектическое различие , ведут к множеству парадоксов и противоречий, которые с трудом умещаются в рамках феномена, считающегося единым. Такая противоречивость была зафиксирована Бергсоном, который объяснял все многообразие проявлений С. единой причиной - автоматизмом, косностью, представляющими собой главный источник смешного. Согласно взглядам Фрейда, чувство смешного возникает вследствие того, что шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутренние "цензоры"), которые культура возвела в психике индивида . Смеясь, человек выражает удовольствие , испытанное им от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было создано напором энергии и сдерживающих ее барьеров. В натуралистическом ключе объясняет С. этолог Лоренц. Он связывает С. с агрессией, полагая, что С. современного человека происходит из феномена исходной животной агрессивности. Различные стороны феномена С. и смеховой культуры в XX в. исследовали также Плеснер, Хёйзинга, К. Честертон, М.М. Бахтин и др.

2. Смех - культурно-психологический феномен как специфическая оценочная реакция человека на действительность . Феномен С. амбивалентен: это, с одной стороны, С. формальный ( примитивный , прасмех) - С. как радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося организма , С. тела и, с другой стороны, С. как способ выражения отношения к действительности, С. души, С. ума. В первом случае С. - дар природы. В нем нет оценки, нет отношения. Это дочеловеческий С. как выражение радости бытия, субъективное физиологическое ликование, веселость - "вершина совершенного здоровья" (Шопенгауэр). Во втором случае С. оценочен, рефлексивен, сугубо человечен, а также парадоксален. Парадокс состоит в том, что С. чаще всего - неадекватная эмоциональная реакция на действия или события : мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является. Существо С. связано с раздвоением, расколом действительности надвое, созданием ее смеховой тени. С. открывает в одном другое: в высоком - низкое, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее и т.п. Здесь С. - не просто приятное, радостное чувство , а парадоксальная комическая рефлексия . Объектом смеховой рефлексии является, как правило , нечто негативное, достойное осуждения и отрицания, некое зло (реальная ли угроза, разного ли рода нелепости, несоответствия, деформации привычного, нормы, игровые ли представления перечисленного в театральном, цирковом и другом подобного рода действии). Такая традиция понимания С. в философии заложена еще Аристотелем. Смеховая реакция на зло демонстрирует, что зло преодолимо и неопасно. С. уничтожает зло, страх , насилие , пиетет . Но вынесенная человеком оценка в форме смеха не принуждает мир измениться. С. сам по себе ничего не разрушает, но противостоит всем в принципе мыслимым видам разрушения, созидая свободный от условностей мир смыслов. Среди других функций С. - защитнаяпсихотерапевтическом смысле ), снимающая психологическую травму, напряжение, успокаивающая, облегчающая жизнь ; медиаторная: С. - инструмент общения, ломающий границы между людьми, помогающий сблизиться. Диапазон С. очень широк: от мягкого юмора и доброй улыбки до едкого сарказма и злой иронии. С. неуправляем, свободен. У Бахтина смеховой мир противостоит тоталитарной серьезности. С. - глоток свободы в тоталитарном обществе. К теме С. обращались многие философы : Бергсон, Фрейд, Лоренц, Хейзинга, Г.К. Честертон и др. Е.И. Янчук

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Смех» в других словарях:

Смех

- М. хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осм...
Словарь Даля

Смех

- Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольст вие. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

смех

- Род. п. -а, укр. смiх, род. п. -у, др.-русск., ст.-слав. смхъ (Супр.), болг. смях, сербохорв. смиjех, род. смиjеха, словен. smeh,...
Этимологический словарь Фасмера

смех

- Смех (Быт.18:13 , Быт.21:6 ) - слово означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и ·т.п. Когда означенное слово употребл...
Библейская энциклопедия

смех

- О степени громкости, продолжительности, характере звучания и т. п. Адский (разг.), бархатный, басистый, басовой (басовый, устар....
Словарь эпитетов

смех

- СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, ·муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся хара...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: