Skip navigation

Что такое Равенство? Значение слова ravenstvo, философский словарь

Значение слова «Равенство» в Философском словаре. Что такое равенство? Узнайте, что означает слово ravenstvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Равенство

1. Равенство - отношение между знаковыми выражениями, обозначающими один и тот же объект , когда все, что можно высказать на языке соответствующей теории об одном из них, можно высказать и о другом, и наоборот, и при этом получать истинные высказывания. Обозначаемые объекты могут быть построены различным способом, напр., один объект может быть представлен как "35", а другой как "20-5", но между ними может быть поставлен знак Р. Отношение Р позволяет заменять одни и те же объекты, построенные различным образом, друг на друга в различных контекстах ( правило подстановочности). Выражения (ФОРМУЛА в Словаре иностранных слов'>формулы), содержащие предикат Р., могут содержать переменные, или параметры. Если такая формула является истинной при всех значениях переменных (параметров), то отношение Р называют тождеством . Если же она является истинной лишь при некоторых значениях, то ее называют уравнением. Отношение Р обладает свойствами симметричности, транзитивности и рефлексивности.

2. Равенство - не следует путать с уравниловкой. В то же время следует учитывать, что равенства в чистом виде не бывает, так как в общем случае этот термин неопределен. Неопределенность термина обычно вызывает многочисленные проблемы. По [7] : " Люди , конечно, не равны: одни молодые - другие старые, одни сильные - другие слабые, есть люди умные и глупые, благородные, преступные и т.д. Немного найдется суеверий столь нелепых, как вера в равенство людей. Этот предрассудок получил широкое распространение в основном по двум причинам . Во-первых, тезис о равенстве людей оказался полезен как основа для демократии, а также как юридическая норма (равенство перед законом). Но каждый нормальный человек знает, что это просто полезный вымысел и ничего более, а представление о равенстве является заблуждением ". Бохеньский применяет т Бохеньский применяет термин равенство также в Неопределенный в Словаре Ожегова'>неопределенном смысле , что сводит его разоблачение предрассудка к "чистому искусству". Неопределенный термин равенство является не полезным вымыслом, а изобретением человеческого ума, и мощным обобщением теории познания. Понятия равенство перед законом - это огромный прогресс в общественных отношениях , так же, как и равенство в праве на достойную жизнь и в отношении эксплуатации человека человеком.

3. Равенствоотношения между двумя одинаковыми количественными характеристиками или между двумя вещами одной и той же природы. С точки зрения морали «все люди рождаются и умирают свободными и равными в правах» («Декларация прав человека » от 1789 г.). Но в действительности понимание равенства неоднозначно. 1) Можно считать, что равенство состоит в том, чтобы дать «каждому поровну» («коммутативная справедливость »), как это практикуется во всех новых обществах и государствах, вдохновленных социализмом, когда имеет место разделение земель и благ. Эту форму равенства отстаивал французский коммунист Бабеф ( конец 18 в.). 2) Можно считать, что наиболее справедливым будет дать «каждому по потребностям» ( Аристотель ), или лучше даже «каждому по труду , по заслугам »: это «пропорциональное равенство» («справедливость, дающая каждому свою долю»), именно таким его видел Маркс. Вполне понятно, что такое равенство является также источником неравенства в материальном положении людей (существуют сильные и слабые, трудолюбивые и ленивые). Но по ту сторону неизбежного неравенства материального положения стоит равенство всех граждан перед социальным законом, а над ним – моральное равенство, утверждающее, что все люди, каковы бы ни были их страны и условия существования, имеют, как говорит Кант, «одно и то же фундаментальное право на уважение » (т.е. к ним не следует применять насилие ).

4. Равенство – — одно из основных понятий социальной философии и самой социальной жизни. Основанием для всех видов Р. является формальное?., которое в зависимости от сферы применения и выбора ценностной основы уравнивания формирует различные содержательные модели и концепции Р. Формальное Р. представляет собой одинаковое отношение к подобным ситуациям . Оно противостоит произвольности действий, вводя определенные правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности. Исторически представление о формальном Р. впервые нашло выражение в нормативном правиле талиона, которое прямо направлено против неравной трактовки одинаковых ситуаций: всякий ущерб равно требует непременного Возмездие в Словаре Даля'>возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба. Золотое правило нравственности и заповедь «не навреди» устанавливают иной, более высокий, тип Р. — признание равного достоинства личностей как представителей человеческого рода (фундаментальное этическое Р.). В этом случае другие, с моей т.зр., наделены равным правом на хорошее обращение с ними вне зависимости от их реальных поступков. Наиболее адекватной религиозной формой выражения фундаментального этического Р. стала иудео-христианская монотеистическая концепция Р. людей как творений единого Создателя. Вместе с тем в христианской религиозно-этической доктрине наряду с положительным Р. духовных способностей, позволяющих стремиться к спасению, присутствует всеобщее отрицательное Р., порожденное последствиями первородного греха . В антич. традиции идея этического Р. впервые появляется в стоической философии в связи с признанием равной природной причастности всех индивидов к Божественному Логосу . В дальнейшей истории философско-этической мысли к указанным основаниям концепции равного достоинства человеческих личностей (Р. душ и потенциально равной природной рациональной способности ) добавились вне- рациональное природное Р. (Р. в стремлении к счастью, в объеме потребностей и т.д.), а также Р. с т.зр. сверхприродной (трансцендентальной) рациональности. Наиболее строгим выражением идеи этического Р. в новоевропейской философии следует считать второй практический принцип воли И. Канта, согласно которому к человечеству (в своем лице и в лице др.) следует относиться как к цели и никогда — только как к средству. При этом утверждение разного (неравного) достоинства существ, обладающих рациональной способностью , понимается Кантом как явная логическая ошибка. Современные теоретики стремятся точнее обозначить тот комплекс общих свойств, которые в достаточной мере закрепляли бы признание Р. В него входят: специфически человеческие эмоции и желания, способность к мышлению и использованию языка , способность вести счастливую жизнь , способность к составлению жизненных планов и моральной автономии, способность к вынесению справедливых суждений и т.д. (Б. Уильяме, Г. Властос, В. Франкена и др.). Однако некоторые исследователи считают, что, избавляя общество от « сексизма », « расизма » и « национализма », указанный список порождает др. вид неравноправия — «видизм» («speciesism») по отношению к иным живым существам (П. Сингер). Идея общественного Р. может быть представлена как попытка распространить абстрактный идеал равного достоинства, глубоко укорененный фактически во всех современных духовных традициях , на различные сферы общественной жизни. В их формировании задействована т.н. презумпция Р., высказанная еще Аристотелем и состоящая в том, что именно социальное неравенство, а не Р. нуждается в оправдании перед лицом справедливости (Л. Стефен, И. Берлин, Р. Хэар и др.). Др. словами, для признания неравенства легитимным следует привести основательные аргументы , отталкивающиеся от самой морали, религии, метафизики или беспристрастного анализа действительных условий существования. В легально-политической области процедура, конституирующая эгалитарные и антиэгалитарные концепции, создает следующие полярные т.зр.: идея Р. политических гражданских прав, Р. перед законом и идея естественной иерархии. В социально-экономической области возникают иные два полюса: идея волюнтаристски-уравнительного распределения благ и идея полного санкционирования любого вида автоматически сложившегося неравного их распределения. Промежуточную позицию занимают проекты уравнивания граждан (подданных) через ограничение автоматических распределительных процессов (теории Р.стартовых возможностей, контроля над Р. условий соревнования и, наконец, уравнительной коррекции его результатов). Существует ряд интеллектуальных традиций, со времен античности специфически использующих понятие Р. Первая традиция восходит к представлению об общине, где отсутствуют институционализированная власть и собственность , царствуют семейные (братские) отношения и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие (подчас за счет невзыскательности и простоты). Эта традиция достигает своего пика в разработке социалистической идеи. Вторая традиция исходит из приватного потребления благ и состязательного Р. при их достижении, неизбежного из-за невозможности найти априорную процедуру выделения достойнейших. Такая (либеральная) модель присутствует уже в некоторых рассуждениях Аристотеля и стоиков. В ее рамках ведущей проблемой оказывается вопрос о совместимости понятий Р. и свободы. Классическая либеральная концепция Р., созданная Дж. Локком, исходит из их бесконфликтного совмещения. Это вызвано тем, что исторически проблематичность отношений свободы и Р. выявляется только тогда, когда освобождение от конкретных форм иерархического порядка не является основной тенденцией политической жизни. Однако уже с кон. 18 в. формируется противоположное мнение о том, что Р. есть результат зависти, эгоизма , омассовления культуры и управления обществом, а значит, оно явно противостоит свободе (Э. Берк, А. Токвиль и др.). Третья интеллектуальная традиция использует понятие Р. для оправдания естественной иерархии статусов или, в смягченной форме, для создания психологических процедур, позволяющих сознавать себя равным в некоторой заведомо неравной системе распределения прав или благ. Таковы платоновская государственная утопия и критика демократического устройства полиса . В позднейший период эта традиция находит выражение у Т. Гоббса, европейских консерваторов с нач. 19 в., 3. Фрейда, некоторых сторонников меритократии в 20 в. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Зтика. М., 1998; Панарин А.С. Философия политики . М., 1998; ИвинА.А. Философия истории . М., 2000. А. В. Прокофьев

5. Равенство - см. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

6. Равенство – (в морали) - формальный принцип нравственности, согласно к-рому моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни. В личном плане этот принцип предполагает, что при оценке поступков др. людей человек должен исходить из тех же требований, к-рые он предъявляет к самому себе. Одной из первых попыток сформулировать принцип Р. в морали явилось так наз. « золотое правило » в Библии. В новое время этот принцип был сформулирован Кантом ( Категорический императив ). В совр, буржуазной этике принцип Р. обосновывается неопозитивистом Р. Хеаром, к-рый, однако, считает, что под данный принцип можно подвести любое содержание моральных требований. Всякая существовавшая в истории человечества мораль формально исходила из того, что ее принципы одинаково распространяются на множество людей. Однако историческое содержание принципа Р. в морали изменялось по мере развития об-ва. Феодальная мораль открыто формулирует различные нормы поведения для разных сословий. Р. здесь мыслится только в рамках одного сословия . Буржуазная мораль провозглашает всеобщее Р. у людей, но этот принцип остается чисто формальным в силу фактического классового неравенства. Поэтому на деле в классовом об-ве к представителям различных социальных слоев предъявляются разные требования. Подлинно общечеловеческой моралью является только коммунистическая нравственность , к-рая предусматч ривает уничтожение классовых различий между людьми. В этом смысле она является первой в¦ истории человечества нравствен ностью, к-рая на деле предъяви ляет равные требования ко всем людям, т. е. последовательно осуществляет принцип Р. в морали.

7. Равенство – — 1. Принцип , в соответствии с к-рым в об-ве обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам . Он по-разному трактовался в различные эпохи различными общественными силами. В античном об-ве действие данного принципа распространялось лишь на свободных граждан. Христианство провозгласило Р. всех людей перед богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии. Р. в буржуазном об-ве — это прежде всего Р. возможностей и прав, защищаемых законом, но эксплуатация человека человеком, имущественное неравенство ограничивают возможность достижения подлинного Р. Марксизм , признавая значение правового Р., вместе с тем считает, что социальная справедливость предполагает в конечном счете экономическоесфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ), политическое (область классовых, национальных и межгосударственных отношений) и культурное ( производство , распределение и потребление духовных благ) Р. При социализме сохраняется социальное неравенство, обусловленное недостаточным уровнем развития материального производства, существенными различиями между умственным и физическим трудом, городом и деревней, разницей в образовании, квалификации, составом семьи, принципом распределения по количеству и качеству труда . Р. при социализме несовместимо с уравниловкой, оно предполагает развитие инициативы, состязательности, плюрализма мнений. Гуманистическое значение социального Р. в том, что оно открывает возможность для каждого свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам. 2. В логике Р. совпадает с тождеством и обладает свойствами симметричности, транзитивности, рефлексивности. Из этих свойств Р. вытекает, в частности, аксиома : две величины, порознь равные третьей, равны между собой.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Равенство» в других словарях:

Равенство

- В логике и математике - отношение взаимной заменяемостиобъектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а =b... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Равенство

-  — отношение между знаковыми выражениями, обо­значающими один и тот же объект, когда все, что можно высказать на языке соответству...
Словарь логики

Равенство

- Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству). и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Равенство

- — один из основных идеалов справедливого общественного устройства, обеспечивающее, на взгляд пропагандистов и сторонников Р. все...
Исторический словарь

Равенство

- -англ. equality; нем. Gleichheit. 1. Полное сходство, подобие  (по величине, качеству, достоинству и т. п.). 2. В математик... и еще 1 определение
Социологический словарь

Равенство

- - принцип избирательного права, когда каждый гражданин имеет один голос; равенство кандидатов; равенство избирательных округов п... и еще 1 определение
Политический словарь

Равенство

- Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,особенно в Афинах, где оно (isonomia) было одним из постоя...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

равенство

- - 1. полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству); 2. качественное понятие, используемое в экономической науке в...
Большой бухгалтерский словарь

равенство

- Р'АВЕНСТВО (равенство ·устар. ), равенства, ср. ( ·книж. ). 1. только ед. ·отвлеч. сущ. к равный , одинаков...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: