Skip navigation

Что такое Просвещение? Значение слова prosveschenie, философский словарь

Значение слова «Просвещение» в Философском словаре. Что такое просвещение? Узнайте, что означает слово prosveschenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Просвещение

1. Просвещение - под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм , означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм , вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала Французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж.Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеции и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая Плеяда блестящих мыслителей: Лессинг, Гердер, Гете, Щиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути Подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевши сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа , его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка , что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П., в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Т.Пейн), в России (А.Радищев, И.Новиков и др.).

2. Просвещение - прогрес. идейн. течение эпохи становления капитализма , связанное с борьбой поднимавшейся буржуазии и народных масс против феод. порядков и учреждений. Отличит, чертой П. являлось стремление его представителей к переустройству всех обществ. отношений на началах разума , «вечной справедливости», равенства и др. подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых «естеств. прав» человека . Гл. средством преобразования обществ. жизни деятели П. считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, идеалы просветителей оказались на практике не чем иным, как «идеализированным царством буржуазии» (т. 20, с. 17). Наряду с указанными выше общими чертами П. в разных странах имело и специфич. отличия, обусловленные особенностями их нсторич. развития. Напр., англ. П., после довавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника Дж. Лок-ка, к-рый был «в религии, как и в политике , сыном классового компромисса 1688 года» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 419). Свободомыслие Локка и др. представителей англ. П. (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось гл. обр. в борьбе за веротерпимость , а критика религии велась с дсистских позиций. Во Франции П. предшествовало бурж. революции конца 18 в. и сыграло решающую роль в се идсологич. подготовке. Родоначальниками франц. П. были Вольтер и Монтескье, а его отличит. особенностью — воинств, антиклерикализм , непримиримое отношение к католич. религии и церкви, составлявшим духовный оплот феод.-абсолютист. строя. Наиболее решит, противниками религии среди франц. просветителей были философы -материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), выступавшие с открыто атеистич. позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В амер. П. ведущее место занимало радикальное, демокра-тич. крыло, участники войны за независимость (1775-1783) - Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллеи и др. Филос. основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость бурж. отношений в Германии, ее экономич. и политич. отсталость нашли отражение в проти-вореч. характере нем. П. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму , в нем имелось и демократич. направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феод. произвола , гнета абсолютизма , против офиц. религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и др.) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религ. нетерпимость , фанатизм . В России идеология П. возникла и стала распространяться со вт. пол. 18 в. (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В нач. 19 в. рус. П. было представлено деистическо-материалистич. (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистич,-атеистич. (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революц.-осво-бодит. движения декабристов и носило ярко выраженный анти-религ. характер. Вместе с тем в рус. П. имелась и реакц.-идеали-стич. филос. школа (Д. М. Вел-ланский, М. Г. Павлов, В. Ф. Одоевский и др.). Рус. просветителями 19 в. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Мировоззрение рус. революц. демократов представляло собой высш. ступень в развитии домарксовского материализма и атеизма . Видными деятелями П. являлись также представители революц.-демократич. мысли народов России, др. стран вт. пол. 19 - нач. 20 в.

3. Просвещение - согласно И.Канту, "это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по своей собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения". Светская культура стала взрослой; она не мирилась с авторитаризмом и социальной несправедливостью, стала веротерпимой и санкционировала творческую инициативу разумной и ответственной личности. Однако, надежда , что просвещенный естественный человек достигнет совершенства и создаст рай на земле в виде успешной цивилизации, себя не оправдала. Вместе с тем внутрицерковная культура вовремя не повзрослела, что это крайне затруднило диалог и взаимодействие Церкви и светской культуры, так что их пути разошлись. Ответом на происшедшее должно стать достижение внутрицерковной культурой своей - христианской - зрелости. (См. также: РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА ).

4. Просвещение - по [7], " просвещение - это течение в сфере культуры, стремящееся заменить авторитет религиозный и политический авторитетом так называемого разума . Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивное движение человечества к " свету " и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки . С ним связан и рационализм , уверенность в том, что для науки нет ничего невозможного, она и только она является благотворной силой, обусловливающей прогресс человечества. Вера в то, что для науки нет ничего невозможного, является предрассудком: - нет ничего более сомнительного, чем понятие "прогресс человечества"; - существует множество областей, науке недоступных; - наука часто приводит не к обещанному прогрессу, а к бедствиям". Пессимистические настроения Бохеньского вполне оправданны, особенно если учесть тот факт , что в обществе результат есть последствие действия большого количества самых разнообразных факторов. Ассоциативный блок. Можно говорить об эпохе просвещения, но нельзя быть уверенным в ее рациональном завершении: "Ученье - свет, а неученых - тьма".

5. Просвещение - под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм , означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм , вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 40-х 18 в. развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени, и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Гете, Шиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, что в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь в отличие от ряда других стран объединяющей идеи, сумевший сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа , его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка , что впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы, в особенности, как их высокую степень философичности, что во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И.Я. Массальского, К. Бощеславского и др. Т.Г. Румянцева

6. Просвещение - прогрессивное идейно-культурное течение в странах Европы и Америки, ознаменовавшее переход к буржуазным отношениям . Хронологически оно охватывает примерно 100 лет: от буржуазной революции в Англии (1640 - 1688 гг.) до Великой французской революции 1789 года. Просвещение было неоднородным, вобрав в себя широкий круг социальных программ, политических идеалов, культурных достижений, во многом определялось национальными и историческими особенностями тех стран, где формировалось. Родина идей Просвещения - Англия. Философ -материалист Джон Локк (1632 - 1704 гг.) и его единомышленники впервые выдвинули идеи , подхваченные и развитые мыслителями других стран. Большое внимание в своих теориях они отводили проблемам воспитания, полагая, что "просвещение" человека - существа доброго, благородного, рассудочного - приведет к "царству разума ", за которое они боролись. Просветители считали, что все люди от природы равны и обладают "естественными правами", т.е. данными человеку от природы. Эти принципы были направлены против сословных ограничений феодального общества, выражали интересы крепнувшей буржуазии. Отвергая средневековые представления о божественном происхождении королевской власти, просветители выдвигали идею "общественного договора ". Согласно этой теории, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение в любой момент можно расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, будущих буржуазных революций. Во Франции эпоху Просвещения определили труды и деятельность Вольтера (1694 - 1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.). Ш. Монтескье (1689 - 1755 гг.), Д. Дидро (1713 - 1784 гг.); в Германии - Г. Лессинга (1729 - 1781 гг.), И. Гердера (1740 - 1803 гг.), Ф. Шиллера (1759 - 1805 гг.), И. Гете (1749 - 1832 гг.). В России в конце XVШ века распространение Просвещения было связано с деятельностью Н. Новикова (1744 - 1818 гг.) и А. Радищева (1749 - 1802 гг.), резко обличавших самодержавие и крепостничество . Просвещение оказало огромное влияние на передовые, прогрессивные умы своего времени, несло свободомыслие и гуманизм , протест против тирании и деспотизма .

7. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на Религиозный в Словаре Ожегова'>религиозном или политическом авторитете , такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развитияантичном мире, напр., эпоха после смерти Сократа ), стало выражением общего процесса , постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер ; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма , в науке - развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс . В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм , Либерализм ), равенство всех людей перед законом, перед человечеством ; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм - в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты , Руссо, Монтескье, Дидро - во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий - в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен - в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин - в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Просвещение» в других словарях:

Просвещение

- Распространение знаний, образования. 2) Системаобщеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование).. и еще 3 определения
Энциклопедический словарь

Просвещение

- См. просветить 1, -ся 1. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Просвещение

- — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, послужило идеологической подготовкой ряда революций, особенно Вели... и еще 4 определения
Исторический словарь

Просвещение

- - англ. enlight-ment; нем. Aufklarung. 1. Деятельность ,  связанная с распространением знаний, образования. 2. Система &nbs... и еще 1 определение
Социологический словарь

Просвещение

- Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которымобозначается преимущественно умственное движение на зап. Евро...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

просвещение

- ПРОСВЕЩ'ЕНИЕ , просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить 1 -просвещать; образование, обучение. "Коммунист...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: