1. Преступление - действие человека , не разрешаемое ему обществом (другими людьми).
2. Преступление – одна из наиболее опасных форм деструктивной активности индивидов и групп, вносящая грубую дисбалансность в ситуации колеблющихся, неустойчивых равновесий, на которых держится цивилизация . Направленные против конкретных лиц, их жизни, здоровья, достоинства, собственности, против ценностей цивилизации и культуры, П. разрушают экономические, правовые, моральные устои социального порядка. Имея общую деструктивную направленность, преступность выполняет несколько социальных функций внутри цивилизационной системы. Функция первая: преступления позволяют определенным категориям индивидов реализовывать свои трансгрессивные наклонности. В обществе всегда имеется область ценностного арьергарда с набором видов деятельности для тех, кто не нашел себя в созидательных занятиях. Движимые потребностями самоутверждения, острых ощущений, меркантильными побуждениями или избытком агрессивности, они легко переходят от законопослушного поведения к противоправному. Функция вторая: преступления испытывают прочность и надежность нормативно-ценностных структур цивилизации, заставляют ее постоянно заниматься укреплением своих оснований, поддерживать в состоянии готовности средства сдерживания и блокирования деструктивного напора криминальной среды. Функция третья: П. маркируют недолжные, девиантные линии вероятностного развития цивилизации. Культура через институты социализации и воспитания, системы религии, нравственности и права рекомендует индивидам избирать среди множества вариантов разнообразной социальной деятельности в первую очередь должные и выбраковывать остальные. Но для подобной выбраковки необходима достоверная информация о злокачественности отвергаемых форм деятельности, и в этом смысле преступность помогает их обозначить. Она обнаруживает нежелательные и вместе с тем реальные возможности трансформаций, скрытые в самой сути цивилизации. Фигура преступника олицетворяет ложные и трагические пути разрешения существующих противоречий социально-исторического процесса на основе глупости. Мудрость человека позволяет избежать этих ложных путей.
3. Преступление - понятие морального сознания, характеризующее проступок , с т. зр. меры, в какой он нарушает требования нравственности. К П. обычно относятся те проступки, к-рые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть ни в коей мере оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам, Характерными примерами П. против нравственности являются массовые убийства и пытки, совершавшиеся фашизмом, империалистические войны, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, зверства американских агрессоров во Вьетнаме. В большинстве случаев понятия правового и морального П. совпадают (напр., случаи убийства, воровства). Однако в отличие от права , к-рое считает П. только нарушение официально санкционированного закона , мораль может оценивать как П. и действие , не наказуемое уголовно или административно ( Мораль и право ). В социалистическом об-ве правовое и моральное понимание П. не вступают в противоречие друг с другом благодаря тому, что государство выражает и проводит в жизнь интересы всего народа , а не к.-л. отдельного класса . Расхождение между ними не является постоянным, поскольку, с одной стороны, социалистическое право вбирает в себя и санкционирует те нравственные нормы, к-рые вырабатываются самими трудящимися в ходе коммунистического строительства, и в законном порядке начинает карать проступки, к к-рым коммунистическая нравственность относится с особой непримиримостью (напр., злостное тунеядство ); с. др. стороны, в целом ряде случаев государственное принуждение постепенно замещается воздействием общественного мнения ( Убеждение и принуждение ), а карательные функции передаются общественным организациям трудящихся (товарищеским судам и т. д.).