Skip navigation

Что такое Почвенничество? Значение слова pochvennichestvo, философский словарь

Значение слова «Почвенничество» в Философском словаре. Что такое почвенничество? Узнайте, что означает слово pochvennichestvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Почвенничество

1. Почвенничество - литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции , взгляды на социальное устройство об-ва, науку, искусство , политику. Генетически П. восходило к направлению "молодой редакции" журн. "Москвитянин" (1850-1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. " Время " (1861-1863) и " Эпоха " (1864-1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основополагающей была идея о "национальной почве" как основе и форме социального и духовного развития России. "Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент ", - писал Достоевский. В философском плане П. было консервативной формой философского романтизма . Григорьев сам называл себя "последним романтиком", большое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки - индивидуум , нация и универсум получили в П. своеобразное развитие . Центр философских размышлений был смещен в сторону "национальной почвы", нация осмыслялась как исходный принцип философствования. При этом шеллингианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и соприкасались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории "органической критики" у первого или "рационального естествознания" у второго, но по отношению к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. "Современник" Чернышевского и "Русское слово " Писарева по вопросам революции, прогресса и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа . Для неакадемического образно-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства. "Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа ... Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, - следовательно, поэтический восторг есть восторг философии... Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее". Профессиональный философ Страхов в "Письмах о философии" выразил свое отношение к философии строже: "Философия не есть верование, чаяние или мнение , а понятие и наука о Божественном" ( Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трактате " Мир как целое. Черты из науки о природе " Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персонализма . В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм , есть иерархия составляющих его частей - отношение между ними включено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лишнего и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку построения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. "Вся история , как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба , стремление и достижение этой цели" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. народа, призванного спасти человечество . В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Григорьев писал: "Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало , которому суждено еще жить и дать новые формы жизни , искусства... на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата - должно обосновать мир" (Григорьев А. Воспоминания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание "нейтральной" идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права ("кошмарного прошлого"), с другой - неприятие строя буржуазной демократии ("чумы буржуазной"). На основе "нейтральной" идеологической позиции П. стремилось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда заслуг и за зап. культурой. Обличение "гнилого Запада " - его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в П. с высокой оценкой "европейской культуры". Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, "официальной народности" и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа "постепенства и малых дел", призывающая к "слиянию" всего "просвещенного общества" с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта - общину и земство. П. было постоянным объектом резкой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как "истинную форму русского духа" и "русского национального самосознания".

2. Почвенничество – — течение рус. общественной мысли 60-х гг. 19 в.; гл. представители — Ап. Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские; Н. Н. Страхов. Почвенники претендовали на создание “органического” мировосприятия, выдвигая на первый план значение художественного творчества в познании явлений жизни и преуменьшая роль науки; придерживались идеи о “национальной почве” как основе социального и духовного развития России, констатируя при этом разрыв образованной части рус. об-ва с народной “почвой” и доказывая необходимость его преодоления на основе духовного единения сословий как единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии рус. народа , призванного, по их мнению, спасти человечество . Они критически относились к революционным демократам, западникам и славянофилам за их стремление идти к жизни, ее явлениям с позиций искусственно созданной теории. “Не учить жизнь жить по-нашему, а учиться у жизни на ее органических явлениях — должны мы, мыслители”,— писал Григорьев. Историософская концепция П. строилась на противопоставлении Востока и Запада как чуждых друг другу цивилизаций, каждая из к-рых развивается из имманентных и в корне противоположных один др. принципов. В основе этой концепции лежала идея “культурно-исторических типов”, разрабатываемая Григорьевым и получившая свое “классическое” завершение в философии истории Н. Я. Данилевского. Идеи П. наиболее полно представлены в журналахВремя ” (1861—63) и “ Эпоха ” (1864—65).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Почвенничество» в других словарях:

Почвенничество

- Русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Гри... и еще 1 определение
Исторический словарь

Почвенничество

- - литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. и Ф.Достоевские...
Политический словарь

почвенничество

- П'ОЧВЕННИЧЕСТВО , почвенничества, мн. нет, ср. ( ·ист. , лит. ). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 ·в. , являв...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: