Skip navigation

Что такое Оптимизм? Значение слова optimizm, философский словарь

Значение слова «Оптимизм» в Философском словаре. Что такое оптимизм? Узнайте, что означает слово optimizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Оптимизм

1. Оптимизм – (от лат. optimus - eучший) - умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности человеческого рода и почему природные и социальные катастрофы сводят на нет усилия человека сделать достойной свою жизнь . Был ответ: зла больше на начальных стадиях развития человечества, а по мере его взросления растет понимание , мудрость и ответственность . ХХ в. показал, что на т.н. высших стадиях развития зло становится особенно изощренным и вовсе не убывает. Оптимизм невозможно убедительно обосновать социальными и историческими фактами, следовательно, оптимизм - это выбор души вопреки фактам, нужный для преодоления жизни, ее изменения в лучшую сторону. Христианин, надеясь на финальную победу добра над злом, опирается на веру, что Бог осуществляет замысел спасения мира от зла, и на мистический факт победы Христа над грехом и смертью , и в этом смысле христианин оптимистичен. В оптимизме, по Д.Бонхёфферу, несмотря на его ошибки, есть воля к будущему: "Оптимизм - жизненное здоровье , надо беречь его от заразных болезней".

2. Оптимизм – (от латинского ??????? - наилучший) - воззрение, по которому существующий мир есть лучший из возможных и все в нем совершающееся ведет к добру. Принципиально оптимизм требуется учением о Боге, как Всеблагом, Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать оптимизм с этой точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодицеи: самый значительный образчик такого исследования дан в известном сочинении Лейбница. Главная трудность задачи состоит в фактическом существовании зла и страдания в мире, что даст видимую основу для противоположного оптимизму воззрения (см. Пессимизм ). Сама возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения в жизни вселенной, - признание, что мир имеет цель , и что эта цель есть человек . Поэтому в воззрениях натуралистических, не придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицавших в мире всякую целесообразность (механический материализм ), спор между оптимизмом и пессимизмом не имеет никакого смысла. Вне теологической и метафизической области оптимизм может опираться на признание постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но самое понятие прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании, которое из известных точек зрения, например, механической, не может быть проведено до конца. От оптимизма как общей теории следует различать оптимизм как господствующее личное настроениезависимости от свойств темперамента ), побуждающее человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии. Теоретический и житейский оптимизм далеко не всегда совпадают между собой. Вл. С.

3. Оптимизм – (от лат. pptimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму . В обыденном понимании — это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие. В филос. умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический , основными чертами которого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума ( Логоса ), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало . В деистических, секу-лярных, по преимуществу рационалистических, филос. системах О. опирается не на веру в Божественный Промысел , а на веру в способность человека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида . Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на Оптимистический? Узнать в Словаре синонимов. Оптимистический - это...'>оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия к.-л. его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Христианская философия , напротив, строго отделила оптимистические и пессимистические мотивы , которые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха , но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос . Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью , благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего. Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г. Галилеи), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения. В системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.Б.Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Лейбница, согласно которой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечное число возможных миров и, в силу своей абсолютно доброй воли, остановился на наилучшем варианте. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондор-се), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм , видевший завершение мировой истории в построении коммунизмаформации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности . Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимическое мировоззрение . Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А. Камю), о « страхе », «тревоге», «покинутости» (Ж.П. Сартр, П. Тиллих), о «заботе» (М. Хайдеггер), которые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние , напротив, в условиях , когда пошатнулись метафизические ценности , он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма . В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений.

4. Оптимизм - (лат. optimus - наилучший) - воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его Торжество? Узнать в Словаре Даля. Торжество - это...'>торжества над злом, а справедливости - над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму . О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и нравственного прогресса . Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида . Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон , напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек - может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита , Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью . Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь , по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина - существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло - это фон для торжества добра, а наш мир -наилучший из всех возможных миров . Мысль о том, что зло - ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода , конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда· капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило , отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции , к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы , а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование .

5. Оптимизм – (от лат. optimus - наилучший) - в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение , которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс . Оптимизм религиозно-метафизического порядка - это убеждение в том, что наш мир таков, каков он есть при существующих обстоятельствах, что он является лучшим из всех возможных миров, что при этом все действительное разумно, подчинено разуму . Такого рода оптимизм мы находим у Платона , стоиков, рационалистов, с их уверенностью в безграничных силах рассудка и познания, в философии просветителей, Лейбница (в его "Теодицее", 1710) и в философии Гегеля (с его панлогизмом) и т. д. (см. Перфекционизм ). Для пессимиста Шопенгауэра оптимизм является "гнусным" способом мышления; пессимист Э. Гартман мыслит более умеренно: бездеятельный оптимизм ведет к квиентизму, а оптимизм, связанный с действием , - к активности. Ницше, несмотря на трагический характер его философии, требует такого утверждения жизни и бытия, которое оставалось бы посюсторонним по отношению и к оптимизму, и к пессимизму.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Оптимизм» в других словарях:

Оптимизм

- (от лат. optimus - наилучший) - представление о том, что в мирегосподствует положительное начало, добро. Термин введен для характе...
Энциклопедический словарь

Оптимизм

- Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мир...
Словарь Ожегова

Оптимизм

- Оптимистичностьжизнерадостностьжизнелюбиежизнеутверждение.
Словарь синонимов

Оптимизм

- — наилучший. Представление о том, что в мире господствует добро, положительное качало. Термин введен для характеристики учения Г...
Исторический словарь

Оптимизм

- - англ. optimism; нем. Optimismus. 1. Восприятие  окружающего мира, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее, в успех...
Социологический словарь

Оптимизм

- Оптимизм (от лат. optimas - наилучший) - воззрение, по которомусуществующий есть лучший из возможных и все в нем совершающее ве...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОПТИМИЗМ

- А, мн. нет, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, ве-рит в будущее, в успех...
Словарь иностранных слов

оптимизм

- ОПТИМ'ИЗМ , оптимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. optimus - лучший) ( научн. ). 1. Философское воззрение, считающе...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: