Skip navigation

Что такое Мудрость? Значение слова mudrost, философский словарь

Значение слова «Мудрость» в Философском словаре. Что такое мудрость? Узнайте, что означает слово mudrost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Мудрость

1. Мудрость – Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс , хотя этот рост представляет собой один из элементов, необходимых для прогресса.

2. Мудрость - в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством , призванием и назначением человека , с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу . В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью "как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности его!" Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира. Христианство апеллирует к мудрости неотмирной - к высшей Премудрости, что предполагает открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура понимал как "путь пламенной любви к Распятому" и посвящения себя прославлению Бога. В неотомизме : мудрость - необходимое условие достижения святости и раскрытия человечности.

3. Мудрость – по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь , в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание ; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью ; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью , господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика , 1935). Следовательно, мудрость есть этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенностьумение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса , универсума . В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живет в гармонии с человечеством , это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна глупости и аффектам. Иногда ее отождествляют с осторожностью. В более практическом смысле мудрость – моральное знание, соединение любви, добра и истины (В. Даль). По мнению составителя словаря, мудрость – это высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания. С ее помощью достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса , великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями. Это единство творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно реализация софийных качеств в повседневной жизни конкретного человека. В человеческом представлении о Мудрости отражаются глубокие онтологические корни софийности самого бытия, Космоса. Ими, видимо, будут такие свойства Вселенной: наличие в ней гармонии и симметрии, целесообразности и меры, а в живой природе мимикрии и другие. Софийность, как бы разлита в Космосе и постигается человечеством в различных срезах, видах, ликах, формах . Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера , поможет излечить людей от глупости эгоизма : творить зло, насилие , несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо, как утверждал Шакарим, научить людей жить по совести. Философская мудрость это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера , высшая правда и ранимая совесть , здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни. Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности. Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости. 1. Всеобъемлющая бытийная Любовь ; 2. Благоговение перед жизнью ; 3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости; 4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций); 5. Способность предвидеть будущее , умение прогнозировать ход событий; 6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни; 7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья; 8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости; 9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению; 10. Постигай Целостную Истину, откажись от уверенности, что ты всегда прав, и только ты являешься носителем истины в последней инстанции; 11. Соблюдай меру во всем; 12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости. 13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту прислушаться к велениям сердца (Абай), научись «думать сердцем». 14. Живи по совести (Шакарим).

4. Мудрость – "Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу , Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию. "Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты , - где опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего, что имеется от Всевышнего". ("Зохар", III, fol. 288, " Каббала " Мейера.) И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е. Эйн, Ни-что". "Это так названо потому, что мы не знаем, и не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

5. Мудрость - свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда , слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия .

6. Мудрость - "проникновение чувства ценности в жизнь , в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание ; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью . В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью , господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества" (Н. Гартман. Этика , 1935).

7. Мудрость – — высшая духовная потенция человека , синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудрецасозерцательность , “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа , точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума . М. заключает в себе идеал. Философия — “ любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Мудрость» в других словарях:

Мудрость

- Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

мудрость

- М'УДРОСТЬ , мудрости, мн. нет, ·жен. ( ·книж. ). 1. ·отвлеч. сущ. к мудрый . Ммудрость решения. Мудрость стар...
Толковый словарь Ушакова

мудрость

- Античная, безграничная, бездонная, божья, вековая, веселая, высокая, глубокая, древняя, дряхлая, жизненная, житейская, земная, зла...
Словарь эпитетов

Связанные понятия: