Skip navigation

Что такое Лабиринт? Значение слова labirint, философский словарь

Значение слова «Лабиринт» в Философском словаре. Что такое лабиринт? Узнайте, что означает слово labirint - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Лабиринт

1. Лабиринт – (Греч.) Египет имел "небесный лабиринт ", в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый Лабиринт, ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей, половина - снаружи. Даже в его время посторонних не допускали в подземные части, так там хранились гробницы строивших Лабиринт царей и другие тайны. "Отец Истории" нашел этот Лабиринт уже после в развалинах, но тем не менее считал его и в полуразрушенном состоянии гораздо более чудесным, чем пирамиды.

2. Лабиринт - образ - метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. эссе: "Сад расходящихся тропок", 1944; "Дом Астерия", 1949; "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте ", 1949 и др.) и Эко (см.: "Имя розы", 1980; "Заметки на полях "Имени розы", 1983; "Путешествие? Узнать в Словаре Ожегова. Путешествие - это...'>Путешествия в гиперреальности", 1987; "Пределы Интерпретации", 1990; "Остров прежнего дня", 1994; "Поиск совершенного языка ", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства: мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков ( число их, хотя и огромно, не бесконечно) - или все, что поддается выражению - на всех языках". Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" - это Л. или Система , архитектоника которой обусловливается собственными правилами - законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная -библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична: "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком"). Восприняв борхесовскую идею Л. как образно-знаковую модель Универсума , Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору - метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план , в котором любому помещениюзависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование: по замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко - это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. в результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна . По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора , ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л. (Таковыми Л. в истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись: а) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично - с помощью нити Ариадны или без оной - к неизбежной развязке - встрече с Минотавром); б) "маньеристический", по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков - выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок). Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей - можно проникнуть в тайну самих Л.: герои романа Эко разгадали загадку Л. "извне", а не "изнутри". Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен: "Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу". Согласно Эко, подлинная схема Л. мироздания - это " ризома ", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой . Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком Л. - являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. куда менее значим: мир такого Л. не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию: " Пространство догадки - пространство ризомы" (Эко). Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо - это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л. мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма , а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как "сети переплетающихся подобий и космических симпатий". Семиозис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" - "интерпретативный обычай , преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии". Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи": знак , тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср.: посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу). Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение " процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст ). Пророча наступление Зона (см. Зон) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем: Бесконечна ли ризома? Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков? Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого? Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма , продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко ", "Остров прежнего дня"): семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. "Рамки" гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов: только "осмысленный", по Эко, семиозис - нить из бессмысленного ризоматического Л. "Рождение Читателя оплачено смертью Автора " (Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л. - есть неизбывная проблема цены этого. (См.: Борхес, Эко, Ризома, Смерть субъекта ). А. А.Грицинов

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Лабиринт» в других словарях:

Лабиринт

- См. в ст. Внутреннее ухо.. и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Лабиринт

- М. греч. запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход; от древних зданий в Египте и на Крите. | Внутренний слухо...
Словарь Даля

Лабиринт

- Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [Primo в Древней Греции и Египте большое здание со сложно рас... и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Лабиринт

- Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть та...
Словарь символов

Лабиринт

- — в Древней Греции — здание с многочисленными запутанными ходами, из которого трудно найти выход . В переносном значении — сложн... и еще 1 определение
Исторический словарь

Лабиринт

- (от греч. labyrinthos) - англ. labyrinth; нем. Labyrinth. Сложная система  переплетенных путей, лишь один из к-рых ведет к...
Социологический словарь

лабиринт

- Запутанная система комнат и переходов, спланированная так, чтобы из нее трудно было найти выход. В греческой мифологии знаменит...
Энциклопедия Кольера

Лабиринт

- Лабиринт (laburinJoV - labyrinthus) - название, обозначавшее удревних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее об...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЛАБИРИНТ

- А, м. 1. Запутанная сеть ходов, сообщающихся друг с другом помещений. | В Др. Греции и Египте лабирин-том называли здание со слож...
Словарь иностранных слов

лабиринт

- Через нем. Labyrinth из лат. labyrinthus от греч. – то же; согласно Плутарху, лид. слово, ср. "секира, топор" в качестве царских р...
Этимологический словарь Фасмера

лабиринт

- ЛАБИР'ИНТ , лабиринта, ·муж. ( ·греч. labyrinthos) ( ·книж. ). 1. В древней Греции и Египте - большое здание, двор...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: