1. Критицизм – В широком смысле слова К. обозначает методологический подход , восходящий к "критике разума " Канта. Ряд философских школ XX в. - эмпириокритицизм (Мах, Р. Авенариус), критический реализм , Франкфуртская школа , критический рационализм - рассматривает К. как свою основную ориентацию. Если критический реализм и эмпириокритицизм поясняют смысл К. аналогиями с кантовской критикой метафизики, а Франкфуртская школа - с марксовой критикой буржуазного общества, то критический рационализм специально разрабатывает систему методологических регулятивов К., обеспечивающих рациональность научного и философского мышления. В узком смысле К. совпадает с критическим рационализмом Поппера Уоткинса, Лакатоса, Агасси, Альберта и близкими к нему концепциями Фейерабенда, У. Бартли и др. Как философское направление К. возник в 1930-е годы в ходе критики неопозитивизма и эволюционировал в ходе дискуссий с представителями исторического направления в философии науки (Полани, Кун, Тулмин). К. предполагает, что не существует метода , обеспечивающего строго логическое приращение истинного знания, а потому задача ученого - поиск и выбраковка ложных теорий с помощью формально-логических способов (напр., modus tollens). Поэтому ядром К. является принцип фальсификации. Будучи первоначально чисто негативной методологической установкой, К. в дальнейшем приходит к осознанию ограниченности своих положений, невозможности свести науку и ее методологию к совокупности критических процедур.
2. Критицизм - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. Критицизм Канта обращен против: 1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании; 2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий), без подтверждения ощущениями; 3) утверждения, что Бог, душа , мир суть познаваемые объекты , в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). Осн. тезис критицизма: созерцание без понятий - слепо, понятия без созерцания - пусты.