Skip navigation

Что такое Конструктивизм? Значение слова konstruktivizm, философский словарь

Значение слова «Конструктивизм» в Философском словаре. Что такое конструктивизм? Узнайте, что означает слово konstruktivizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Конструктивизм

1. Конструктивизм – (лат. - построение) - направление в искусстве 1920-х годов, выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека . Сторонники конструктивизма стремились использовать возможности новой техники, технологий, материалов для создания новых форм - простых, подчеркнуто утилитарных, разнообразных. Некоторые исследователи считали, что конструктивизм получил распространение лишь в советском искусстве и не был характерен для искусства зарубежного, которое использовало лишь некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма. Так или иначе ярче всего конструктивизм проявился в советской архитектуре и театральном искусстве (декорации). Среди крупнейших представителей конструктивизма - советские архитекторы В. Татлин, братья Веснины, И. Голосов.

2. Конструктивизм - мировоззрение , идейные основания которого сводятся к тому, что все в будущем предопределено текущей организацией процессов и дел, сопереживаемыми состояниями синхронии, потоками сознания и эгрегорами живущих ныне, творимым сегодня благом , актуализированной расстановкой сил добра и зла; одноименное название одной из научных школ развития математической мысли; течение (направление) в искусстве.

3. Конструктивизм - одно из гл. направлений авангарда , поставившее в центр своей эстетики и худож. практики категорию конструкции, к-рая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Зап. Европе в среде материалистически и сциентистски ориентированных архитекторов и художников, активно приветствовавших НТП, а в России и коммунистич. революцию, К. выдвинул конструкцию в качестве некоего научно-технологич. и принципиально нового понятия в противовес традиц. худож. категории композиции. В наиболее общем случае под конструкцией в К. понимался некий рационалистически обоснованный тип композиционной организации ( организация - тоже значимая категория в К.) произведения, в к-ром на первое место выдвигается функция ( функционализм ), а не художественно-эстетич. значимость . Однако в понимании конструкции и вообще искусства у конструктивистов не было единства. Особенно резко расходились здесь зап. и советские конструктивисты 20-х гг. В К. достаточно четко различаются две фазы , к-рые исторически вылились в две линии его развития: неутилитарный К., близкий к геометрич. абстракции ( абстрактное искусство ), т.н. "отвлеченное конструирование", и прикладной К., "производственно-проектный", принципиально утилитарный . К. возник как логич . продолжение экспериментов кубистов и рус. кубофутуристов в области исследования формы, пространства, объема, структуры в пластич. искусствах. Родоначальником К. считается Татлин, к-рый в 1913-14 создал ряд т.н. "Угловых рельефов" (первая фаза К.), выведя поиски пластич. выразительности из плоскости картины в " реальное " пространство экспонирования с использованием "реальных" Материал? Узнать в Словаре Ожегова. Материал - это...'>материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета . Фактически первые " рельефы " Татлина - это кубофутуристич. структуры, вынесенные с плоскости холста в пространство. В самой живописи в это же время появились и первые супрематич. работы (т.е. геометрич. абстракции) Малевича, также развивавшие далее эксперименты кубофутуристов, но в ином направлении. Объединял их чистый неутилитаризм. Для этой (неутилитарной) фазы К. (и этой линии - ее продолжат затем Н. Габо, А. Певзнер и многие зап. конструктивисты) характерна идущая еще от Сезанна и кубистов тенденция к выявлению реальной конструкции, внутр. архитектонич. структуры предмета и ее закреплению в пластич. (плоскостных или объемных) формах . На первом плане здесь остается (как и в абстрактном, или "беспредметном", искусстве) еще чисто эстетич. функция. Вторая фаза К. приходится уже на послереволюц. период в России, и она также связана с именем Татлина. Ее знаменует созданный им проект Монумента III Интернационалу (т.н. "Башня" Татлина, 1919-20). Здесь уже создание "конструкции" подчинено конкр. утилитарной цели - воплощению идеи прогрессивной социально-полит, роли в истории III (коммунистич.) Интернационала. Рус. К. добровольно встает на службу революц. идеологии большевиков, и уже до конца своего существования в России (сер.-кон. 20-х гг.) сохраняет свою привязанность к этой идеологии. При этом сам Татлин после своей "Башни" не делает к.-л. существ, шагов в этом движении и остается как бы в стороне от него. На первый план выходят его соратники и продолжатели А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова, братья В. и Г. Стенберги и др. Центрами формирования теории К. и ее реализации становятся ВХУТЕМАС (с 1920), ИНХУК (1921), театр и мастерские Вс. Мейерхольда, журнал "ЛЕФ". Осн. вклад в теорию и идеологию прикладного, или "производственно-проектного" К., или "производственного искусства" (искусства как производства и искусства для производства), внесли на разных этапах Н. Пунин (еще в 1919 он определил худож. культуру как "организацию материальных элементов" и выделил в качестве осн. единиц совр. пластич. мышления материал, объем и конструкцию); Б. Арватов, считавший, что целью искусства является наполнение мира не прекрасными образами-отражениями, а конкр. предметами, отвечавшими духу революционного (нового) времени; А. Ган - автор книжки " Конструктивизм " (1923), утверждавший идею искусства как труда и производства, равного любой другой трудовой деятельности; Маяковский, направивший весь свой могучий талант и пафос на утверждение и организацию средствами искусства новой жизни (к-рая виделась ему в синтезе коммунистич. идеологии и глобальной индустриализации). Конструктивисты советского периода видели гл. назначение своего искусства в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т.п.); в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) по художественно-функциональным принципам, разработанным ими; во внедрении принципов художественно-технологич. проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство - в производство); в распространении принципов К. на все искусства (в частности, особенно активно К. внедрился в театр того времени); в организации на своих принципах художественно-педагогич. деятельности, в подготовке кадров для "производственного" искусства (этим в осн. занимался ВХУТЕМАС). Рационализм , технологичность, функциональность, практицизм, тектоничность, фактурность материала и т.п. - понятия из арсенала техноцентристской цивилизации - становятся гл. категориями в К. Даже термин " художник " заменяется у них словом "мастер". Сильное влияние идеи и принципы К. оказали на советскую архитектуру 20-х гг. (братья Веснины, М. Гинзбург, Б. Иофан, И. Леонидов, К. Мельников и др.). Со вт. пол. 20-х гг. многие радикально-техницистские принципы и проекты конструктивистов стали все больше расходиться с идеол. установками большевиков. Власти стали резко отмежевываться от К., а позже и заклеймили его представителей как формалистов, лишив возможности заниматься творчеством или существенно ограничив его рамки. Нек-рые конструктивисты (в основном неутилитарного направления, в частности Габо и Певзнер) еще в нач. 20-х гг. покинули Россию, не находя в ней применения своим силам . Они, как и Татлин, остававшийся в России, оказали сильное влияние на зап. К. Считается, что зап. К. берет свое начало от изданной в 1918 книги Ле Корбюзье и А. Озанфана "После кубизма ", утверждавших, что конструктивные принципы составляют основу любого искусства, а после кубизма они стали его самоцелью. В Голландии близким к К. было движение неопластицизма, сформировавшееся вокруг журнала "Де Стиль " и возглавлявшееся Т. ван Дусбюргом и П. Мондрианом. Журнал издавался с 1917 по 1932, а к неопластицизму Мондриан, как считал ван Дусбюрг, пришел от кубизма еще в 1913. В статье "Элементарная формация" (1923) ван Дусбюрг утверждал, что в основе их метода лежат простота и ясность геометрич. пропорций, четкость конструктивных решений, функциональность, строгая логика и рациональность и отсутствуют полностью к.-л. психологизм , эмоциональность , анархия формы, пафос, индивидуалистич. рефлексия . Первое офиц. утверждение К. в Европе произошло в 1922 в Дюссельдорфе, когда ван Дусбюрг, Н. Габо и кинорежиссер Г. Рихтер объявили о создании "Междунар. фракции конструктивистов". Впоследствии в тех или иных формах междунар. движение К. существовало до 60-х гг. в Европе и Америке, хотя на Амер. континенте оно не было особо популярным. Помимо указанных художников к нему на разных этапах примыкали такие известные мастера, как Л. Моголи-Надь, Бен Никольсон, Г. Арп, группа издателей журнала " Структура " (с 1958). Это - линия неутилитарного К. Особое, как бы срединное положение между двумя крайними линиями в К. занимал "Баухаус" - организованная архитектором В. Гропиусом в 1919 в Германии художественно-промышленная школа. Активно функционировала последовательно в Веймаре, Дессау и Берлине, в 1933 была закрыта нацистами. Согласно концепции Гропиуса, целью этой школы-мастерской была подготовка художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. Приглашенные им в качестве профессоров крупнейшие художники 20 в. (среди них П. Клее, В. Кандинский, О. Шлеммер, Моголи-Надь, ван Дусбюрг), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники (все они назывались в Баухаусе мастерами) должны были обеспечить в двух "мастерских" (творч. и производственной) обучение процессу формообразования на основе единства материального и духовного начал, техн., эстетич. и худож. деятельности. Поэтому здесь ко двору пришлись и такие "интуитивисты" в искусстве, как Кандинский и Клее (что немыслимо было у рус. конструктивистов), и такие "геометристы", как ван Дусбюрг и Моголи-Надь. От изучения художественно-эстетич. законов действия цвета, формы, объема и их взаимоотношений, отд. свойств разл, техн. материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления совр. архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров). В лоне К. зародился и получил свое первое оформление и теоретико-практич. навыки дизайн 20 в., от К. ведут свое начало такие худож. направления, как кинетич. искусство, минимальное искусство, отчасти - концептуализм . К. оказал сильнейшее влияние на архитектуру и прикладные искусства 20 в. Лит.: Сидорина Е.В. Русский конструктивизм: Истоки, идеи, практика . М., 1995; Gabo N. The Constructive Idea in Art // Circle. L., 1937; Voyce A. Russian Architecture. N.Y., 1948; Moholy-Nagy L. Vision in Motion. Chi., 1947; RickeyG. Constructivism: Origins and Evolution. N.Y., 1967; Lodder C. Russian Constructivism. New Haven; L., 1983. Л. С. Бычкова

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Конструктивизм» в других словарях:

Конструктивизм

- Направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в.,поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного...
Энциклопедический словарь

Конструктивизм

- Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы.
Словарь Ожегова

Конструктивизм

- - англ. construc-tiwsm; нем. Konstruktivismus. 1. Методол. концепция ,  согласно к-рой полученные в ходе исследования данны...
Социологический словарь

КОНСТРУКТИВИЗМ

- А, мн. нет, м. 1. Направление в архитектуре 20в., стремящееся к простоте, подчеркнутому утилитаризму и эконо-мичности конструкций...
Словарь иностранных слов

конструктивизм

- КОНСТРУКТИВ'ИЗМ , конструктивизма, мн. нет, ·муж. ( иск. ). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся вырази...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: