1. Интеллигибельный – (лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект , который является предметом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibilis - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Соответственно, критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, но соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ".
2. Интеллигибельный – (лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория , образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект , который является предметом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibills - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название " идея ", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость . Отсюда критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, скорее это соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение , собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием " универсалии ". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием " трансцендентальный ", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием " имманентный ". А.Н.Шуман
3. Интеллигибельный – (лат. intelligibilis - постигаемый, мыслимый) - доступный пониманию лишь с помощью интеллекта , или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму , рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет , думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты , у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант, Критика чистого разума ; см. также " Пролегомены "). См. Трансинтеллигибельный .
4. Интеллигибельный – (лат. in telligibilis — рассудочный) — философский термин , означающий предмет или явление , постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией. Термину “И.” противополагают термин “сенсибельный”, означающий предмет, постигаемый при помощи чувств. Широкое применение понятие “И.” получило в схоластике и в философии Kama.