Skip navigation

Что такое Иларион? Значение слова ilarion, философский словарь

Значение слова «Иларион» в Философском словаре. Что такое иларион? Узнайте, что означает слово ilarion - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Иларион

Иларион – (кон. X - нач. XI в. - ок. 1054/1055) - идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель , мастер торжественного красноречия, автор "Слова о законе и благодати" и ряда др. произв. И. - старейший из отечественных мыслителей, чьи творения сохранились до наших дней. Его яркое и разностороннее дарование проявилось в переломную эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054), когда ширилось и укоренялось на Руси христианство , наблюдался подъем в государственном, культурном и Церковный? Узнать в Словаре синонимов. Церковный - это...'>церковном строительстве. К сожалению, почти все следы жизни И. затерялись в веках. Данных о биографии мыслителя несоизмеримо мало в сравнении с тем вкладом, к-рый он внес в развитие отечественной культуры. Древнейшее из сообщений содержится в "Повести временных лет", где под 1051 г. помещен рассказ об избрании И. общерус. митрополитом (впервые высший церковный пост занял рус. по происхождению кандидат). В его выдвижении решающую роль , скорее всего, сыграли личные качества: незаурядный ум, литературно-публицистические способности и праведный образ жизни (он был "муж благ, и книжен, и постник"). Отсутствие у кандидата на высший церковный пост высокого сана и избрание его несколькими епископами свидетельствует о том, что во времена Ярослава митрополия утверждалась независимо от Византии и находилась иод контролем княжеской власти. С именем И. связывается возникновение Печерской обители. Им был составлен отличающийся от византийского права церковный Устав, определивший нормы поведения в быту, регламентировавший жизнь церкви. Осн. занятием И. была книжная " деятельность . Правда , до сих пор не установлены все соч., составляющие его литературное наследие. Кроме "Слова о законе и благодати" его перу, несомненно, принадлежат " Молитва ", "Исповедание веры" и " Слово на обновление Десятинной церкви". Для более чем десяти работ авторство устанавливается предположительно. Весьма вероятно, что И., отличающийся глубокими богословскими познаниями и едва ли не самый образованный для своего времени автор, вышел из среды тех грамотников, к-рые согласно летописной статье 1037 г. были приближены к князю и по его указанию переводили книги, необходимые для распространения христианства. Ядром творчества И., бесспорно, является "Слово о законе и благодати", создание к-рого приходится на время между 1037 и 1050 гг. Иногда дату конкретизируют, поскольку только в день 26 марта 1049 г. совпадает Благовещение и Пасха , о к-рых идет речь в произв. Содержание же самого соч. далеко выходит за рамки проповеди, приуроченной к конкретной дате. В нем в глубоко эмоциональной, образно-поэтической форме дается теоретическое осмысление мировой и отечественной истории, освещаются животрепещущие проблемы, с к-рыми столкнулась христианизируемая держава. Поэтому "Слово" следует рассматривать как программу, заявленную И. накануне избрания его в митрополиты. Памятник распадается на три части. В зачине речь идет вроде бы о вынесенном в заглавие соотношении Ветхого и Нового заветов, но на деле автор прослеживает ход вселенской истории, дает объяснение причин и движущих сил событий. Согласно И., мировая история вершится по определенному Богом плану , а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к "благодати" (т. е. христианству). Т. обр., каждому народу на его пути уготовано пройти две стадии, к-рые характеризуются с помощью библейской притчи о Сарре и Агари. Родившийся от рабыни Агари сын Авраама Измаил олицетворяет собой эпоху рабства (закон), а законнорожденный Исаак - освобождение ( благодать ). Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет народ из несовершенного прошлого в совершенное будущее . В соч. И. едва ли не впервые в христианской литературе звучит идея равенства всех народов. Исключение составляют только иудеи, возвеличившие свое превосходство и застывшие в рабском состоянии законности. Вторая часть "Слова" всецело посвящена отечественной истории, к-рая рассматривается как ответвление мирового процесса . Здесь утверждается право молодого славянского народа "быть новыми мехами для старого вина " и отрицаются претензии Византии, присвоившей себе монополию на "благодать" и рассматривавшей "молодые народы" как лишенных собственной истории варваров, как объект миссионерства. И. выражает глубоко патриотическую мысль о великом предназначении своего народа, его праве и способности творить великие свершения, причем здесь отсутствует притязание на первенство. В "Слове" равно осуждаются как национальная замкнутость иудеев, так и стремление к национальному превосходству греков. Рус. народ, как и др. народы, проходит в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. На смену "идольскому мраку" приходит "благость". Между "идольским мраком" и "законом" не ставится %нака равенства в силу того, что законность отождествляется с национальным эгоизмом. Парадоксальным образом апология православия соединяется И. с гордостью за языческое прошлое своей страны, чему уделено много внимания в заключительной части "Слова". Идейно-смысловая вершина его - Похвала князю Владимиру и всему роду предков, в к-рой действие "благодати" как бы распространяется на дохристианское прошлое Руси. В прославлении настоящего через прошлое четко очерчена национальная идея . С одной стороны, рус. история - это часть мировой, с другой - богатое собственными, достойными памяти событиями прошлое. "Слово" И. - это доктрина национальной независимости и исторического оптимизма . В онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. В ней заключена также опирающаяся на "осмысленный разум " гносеология , открывающая возможность творческого познания Бога, об-ва, истории. Эти установки позволили И. глубоко осмыслить действительность и открыть перед потомками смысл давно прошедших событий. Заключенные в его творчестве идеи и в последующие времена давали импульсы рус. духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Иларион» в других словарях:

Иларион

- Древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оцени... и еще 2 определения
Энциклопедический словарь

Иларион

- - киевский митрополит . В 1051 году Ярослав Владимирович, «не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвовать... и еще 4 определения
Исторический словарь

Иларион

- Иларион - митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только,что он был родом русский, одно Время был священником в княже...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Связанные понятия: