Skip navigation

Что такое Гуманизм? Значение слова gumanizm, философский словарь

Значение слова «Гуманизм» в Философском словаре. Что такое гуманизм? Узнайте, что означает слово gumanizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гуманизм

1. Гуманизм – (лат. humanitas - человечность ) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида , и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека ; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Ф.Петрарку, Дж.Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л.Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Ж.Бодена, Монтеня, Ф.Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, У.фон Гуттена и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции . В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма , а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гёте, Лессинг, Гердер, Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью , но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов ( идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим в 20 в. идеология и теория прагматизма , центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции " сверхчеловека " (см. Сверхчеловек).

2. Гуманизм – (от лат. humanus - человеческий, человечный) — совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека , требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонич. и всесторон. развития человеч. личности, провозглашающих жизнь человека высочайшей ценностью . Гуманистич. идеи выдвигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Китая, Индии, но особенно ярко проявились они в философии, искусстве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как «великом чуде», « микрокосме », о его самоценности, цельности и гармонии. Христианство принесло с собой представление о человеке, в корне противоположное античному (см. Гуманизм христ.). Своим учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, высоко подняло достоинство человека . В то же время человек в христианстве отягощен перво-род. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребывать в смирении и жить надеждой на царство небесное . К. Маркс отмечал, что в христианстве чувство человеч. достоинства окончат. «растворилось в обманчивом мареве царства небесного» (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицированной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демокра-тич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и братстве, человеч. отношениях , основанных на любви, и др.), то в идеологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества человека, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрождения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи , Эразм Роттердамский и др., выражая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в человеке свободную и самоценную личность , утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находящегося в активном, деятельном отношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции , но и к раннему христианству, к представлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Возрождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать существование человека и его земной деятельности, обосновать их самостоят. значение и ценность, а это в конечном счете вело к разрыву с трансцендентными ценностями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. связан с идеологией франц. просветителей (Вольтер), с франц. материализмом 18 в. (Дидро, Гольбах, Гельвеций), с филос. учением Л. Фейербаха . У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви имела прогрес. значение, идейно подготовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер , связанный с представлением о «вечной и неизменной природе человека», оправдание частной собственности, индивидуализма . Марксистский Г., рассматривая сущность человека как совокупность обществ, отношений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения человека, с ликвидацией частной собственности и эксплуатации. « Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материализмом и атеизмом, марксизм занимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность . Но марксистский Г. не останавливается на утверждении бытия человека посредством отрицания бытия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых «каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сферы обществ, отношений, идеологию, мораль . Г. является неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в еовр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвращением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами человечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противодействием проискам империали-стич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с этими людьми в решении глобальных проблем современности.

3. Гуманизм – (от лат. humanitas - человечность ) - 1) придание главного значения идеалам и ценностям человека ; убеждение в благости (предрасположенности к добру) человеческой природы, признание ее одной и той же, какой бы культурой, эпохой, нацией или религией ни был сформирован человек, доверие к ней, оценка ее как не нуждающейся в Религиозный в Словаре Ожегова'>религиозном спасении; гуманизм защищает достоинство человека , его естественные права в социальной жизни и призывает к творческой самореализации. 2) Безрелигиозный гуманизм настаивает на способности разума человека разрешать свои проблемы без обращения к Высшему, тогда как религиозный гуманизм сохраняет верность Высшему, стремясь соединить одухотворяющее воздействие веры на внутренний мир человека с облагораживающим влиянием образования, воспитания и культуры. Гуманизм Фомы Аквинского "прославил величие души в ее разумном устремлении к подлинной чести" (Э.Жильсон). Гуманизм Ренессанса (Пико делла Мирандола и др.) был еще религиозным - человек мыслился в мире центральным связующим звеном между небом и землей. XVIII в. - время атеизации гуманизма, сменившейся его обновлением через повторный возврат к античному наследию в Германии. В отличие от атеистического, христианский гуманизм не забывает о любви к Богу во имя любви к человеку, но акцентирует внимание на том, что все лучшее в нас и в нашей жизни происходит от единого Бога как источника всякого блага .

4. Гуманизм - в широком философском смысле концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинства, права и свободы каждого человеческого индивида , обосновывающая воз-" можности развития человека как рода и как индивида. Современная философия в наибольшей степени связана с Г., возросшим на почве Просвещения (XVIII в.), выразившим определенные черты эпохи становления индустриального общества, соответствующих институтов права, политики, морали, науки и культуры. Г. этой эпохи утверждал права, свободы и достоинство личности, характеризовал их как естественные условия функционирования гражданского общества и вообще цивилизованного типа организации общественной жизни. Значение такого рода Г. подкреплялось верой в естественный прогресс общества, основанный на развитии экономики, индустриального производства, просвещения и образования. По своему характеру этот тип Г. связан с линейными представлениями о развитии и истории. В середине же XIX в. в связи с нарастающими кризисами (прежде всего экономическими) в индустриально ориентированных обществах просвещенческий Г. подвергается критике с различных позиций. В противовес ему начинают формироваться направления мысли (в том числе и философские), определяющие сферу реализации Г. как чуждую экономическому и промышленному росту, официальному образованию и культуре, науке и рациональности, стандартизирующим человеческое бытие , выхолащивающим в общественной жизни ее индивидуальные, конкретные, духовные формы и черты. Кризис просветительского Г. переживается как крушение ценностей европейской культуры, вступившей к тому же в резо- нанс с разрушением традиционной европейской религиозности. История XX столетия показала несостоятельность просветительского Г. Сотни миллионов жизней людей, унесенных войнами, концлагерями, межнациональными конфликтами, массированное использование изощренных средств уничтожения для реализации военных, политических и пр. проектов "развития" - все это свидетельствовало об отсутствии связи между прогрессом промышленности, техники, науки и утверждением гуманистических ценностей. Политические, индустриальные, культурные структуры тоталитарных обществ (а также развитие индустриальных структур в обществах, впрямую с тоталитаризмом, фашизмом и большевизмом не связанных) превращали человеческих индивидов в "зубчики" и "винтики" огромной социальной машины. "Девятнадцатое столетие сказало: "Бог умер", двадцатое может сказать: "Умер человек", - писал Эрих Фромм. С середины XX в. начинают формироваться новые, т. е. не связанные напрямую с традицией XIX в. версии Г. Это обусловлено эволюцией наиболее развитых в экономическом отношении государств, приступивших к осуществлению стратегии повышения качества жизни, деятельности, информации, культуры, образования, науки и т. д. Исчерпанность модели " Общество - социальная машина" заставляет по-новому увидеть проблему Г.: резервы развития экономики, технологии, науки следует искать в самих людях, - без учета и использования их личностных ресурсов дальнейшее усовершенствование различных подсистем общества оказывается невозможным. Интенсификация личностной самореализации индивидов оказывается важнейшим ресурсом и в свете экологической проблематики: "качественная" деятельность людей оказывается условием и сбережения природных систем, и взаимодействия с ними. В этой ситуации Г. обретает вполне обыденный практический смысл, т. к. возникают "типовые" задачи гуманизации экологии, экономики, политики, гуманитаризации культуры, науки, образования. Поскольку различные социальные системы вынуждены сотрудничать в решении общих, глобальных, проблем, возникает необходимость выработки согласованных представлений о правах, достоинстве и свободе человека; эти представления достаточно абстрактны (т. к. не должны приходить в противоречие со специфическими культурными стандартами), но они достаточно конкретны, чтобы на их основе вырабатывать нормы, включающие "человеческое измерение " в международное сотрудничество. Возникают соответствующие этой задаче концепции "общечеловеческих ценностей", "качества жизни", "человеческих качеств" и т. п. Серьезным препятствием на пути развития нового Г. оказывается структура современной науки, в особенности - обществознания. Индустриальная практика XIX в. и его рационализированная культура фактически расчленили знание об обществе и человеке на две части: социальную науку, определяющую законы , структуры, регулярности функционирования социальных систем, и гуманитарное познание , обращенное к конкретике общественной жизни, личностным, индивидуальным, духовным аспектам человеческого бытия. Утвердилось положение, при котором в общественных науках люди , по сути, не рассматриваются в их особенном бытии, а их силы и способности учитываются лишь в абстрактных формах и измерениях. Псевдодиалектические попытки связать изначально разорванные представления о конкретном и абстрактном бытии людей оказываются нежизнеспособными, т. к. взаимодополняющие по видимости образы их социальной и индивидуальной жизни фактически взаимоисключают (и отторгают) друг друга. Американский социолог Дж. Хоумэнс обратился к коллегам с призывом "вернуть людей в теорию". По существу это означает необходимость "вернуть" людей в историю, экономику, культуру, науку и предполагает радикальный пересмотр оснований современного обшествознания. В. Е. Кемеров

5. Гуманизм – по [16] принцип мировоззрения, в основе которого лежат убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Принцип сложился в эпоху Возрождения в результате борьбы "третьего сословия " (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии, проповедовавшей аскетизм . Гуманисты (Ф.Петрарка, Ф. Бекон, Монтень, Леонардо да Винчи ) провозгласили человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала ; он имеет право на счастье в земной жизни, и его "естественное стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности". По Бохеньскому, " гуманизм , вероятно, самый распространенный сегодня предрассудок [7]. Господствует мнение , что можно быть кем угодно, но нельзя быть негуманистом. Слово "гуманизм" имеет несколько значений. Согласно одному из них люди принципиально отличаются от других существ, в особенности от животных. Человек живет среди природы, но он не является ее составной частью. Он выше, он - нечто священное . Человек - это великое существо... Другой вариант - интуитивный гуманизм, убеждение в том, что человек есть нечто выдающееся... основанный на "непосредственном проникновении" человека в свою собственную сущность . Такого рода проникновение чрезвычайно приятно, человек возносится над остальной природой, и никто не может отказать ему в праве считать себя гуманистом. Правда , гуманизм этот несколько подозрителен - слишком уж он льстит самому субъекту . Если бы крокодилы умели философствовать, они бы наверняка придумали крокодилизм: ведь так приятно ощущать себя существом высшего сорта. Следующий вариант гуманизма, который нельзя отнести к заблуждениям,- это религиозный гуманизм, вера в то, что Бог сделал своим избранником и другом самое жестокое животное - человека. Верящего в это, конечно, вполне можно назвать гуманистом".

6. Гуманизм – (от лат.- человек ): принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение потребностей и интересов человека должно быть главной конечной целью общества.2. Движение гуманистов Возрождения, вернувших былую славу как античной греко-латинской литературе, так и личной рефлексии. 3. Этическая доктрина , считающая человека высшей ценностью (противостоит как религиозному фанатизму , так и политическому этатизму , согласному пожертвовать индивидом ради интересов государства): его моральный принцип – толерантность , а его философия в собственном смысле слова защищает идею прогресса культуры, ведущего к идеальной форме человечества, когда человек будет свободным, благодаря техническому и духовному прогрессу, как от превратностей природы (от голода , холода, болезней, экологического кризиса), так и в отношении других людейобществе, лишенном борьбы и классов, но организованном), благодаря учреждению идеальной мировой Конституции, мировой гуманистической религии. Термин « гуманизм » исторически применим к «религии человечества», которой Конт хотел заменить религию Бога, а сегодня еще и к любой философской, социальной, политической теории, ставящей перед собой в качестве высшей цели безграничное развитие человеческих возможностей и реальное уважение к достоинству человеческой личности (что составляет моральную задачу, а также экономическую программу).

7. Гуманизм – (лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье . Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей, жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба “третьего сословия ” (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на “ естественноестремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Балла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Бок-каччо, Леонардо да Винчи , Микеланджело, Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер , и далее — в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной (“фаустовой”) цивилизации с ее оптимистическим культом разума , науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы. В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие “естественной природы” человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата , условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла , впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью , но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа , гармонии “ума и сердца” с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. револю-ционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен) и народников 1870-х гг. Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее , поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в “одномерное существо”, в легко манипулируемого робота, в “винтик” огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы “человеческих отношений” (human relations), “генома человека”, все активнее заявляют о себе движения “зеленых”, требования гуманизировать культуру, науку, образование , политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалис-тических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание , на воспроизведение внутреннего личностного мира человека ( экзистенциализм , персонализм , философия жизни , сюрреализм , дадаизм , “ театр абсурда ” и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

8. Гуманизм – (лат. humanitas - человечность ) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида , и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса). Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека ; провозглашает вне - и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции . В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма , а также таких самодостаточных философских фигур как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью , но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов ( идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма , центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя. А.А. Грицанов

9. Гуманизм – (лат. - человеческий, человечный) - признание ценности человека , как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле под гуманизмом понимается идейная основа культуры Возрождения - светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманисты выступали против католической церкви в духовной жизни общества, критиковали схоластику, призывали к изучению античной культуры. Явление , впоследствии названное гуманизмом, сложилось в Италии на рубеже Х(I - Х(II веков, а с XV века идеи гуманизма начинают определять и культуру других европейских стран. Идеи гуманизма получили отражение в работах Ф. Петрарки, А. Мирандолы, Э. Роттердамского, Т. Мора, Ф. Рабле и др.

10. Гуманизм – (лат. humanus-человечный) - принцип мировоззрения (в т ч. и нравственности), в основе к-рого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея в праве человека на счастье и о той, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью об-ва. Этот принцип сложился на базе широкого идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения и явившегося выражением борьбы «третьего сословия » (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии. В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали ( Религиозная мораль , Аскетизм , Грех ) гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи , Н. Коперник, Монтень, ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их т. зр., должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала ; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности ( Гедонизм , Эвдемонизм ). В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей -освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека » требуют подчинить чувственные побуждения его контролю. Почти с самого начал» в Г. выделяются два осн. течения. Буржуазные гуманисты ставят в центре своего рассмотрения отдельную личность . Основой человеческою благополучия и свободы они считают незыблемость частной собственности. Их попытка примирить общественные и личные интерес » индивида в буржуазном об-ве выразилась в учении «разумного эгоизма » ( Эгоизма теории ). Второе направление выражало устремления трудящихся Его сторонники -? ? о в о з в е с т н и-ии· утопического социализма (Т- Мор, Т. Кампанелла , Т. Мюнцер) -ставят вопрос об имущественном равенстве или даже об уничтожении частной собственности как о необходимо* условии освобождения человека » избавления его от моральных та-роков. Решение проблемы соотношения потребностей личности » ее обязанностей перед об-вом она видят в труде , к-рый должен стать не только обязанностью каждвгв, но и источником наслаждения » счастья людей. Традиция утопического социализма получила дальнейшее развитие в труда» Оуэна, Сен-Симона, Фурье и ру

11. Гуманизм – (от лат. humanitas - человечность ) - рефлектированный антропоцентризм , который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека , за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей. Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Позже гуманизмом именовалось движение , более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произв. древности. Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса . Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итал. гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греч. языка , кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон . Др. значительными гуманистами были итальянцы Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II), Лаврентий Балла, кардинал Пьетро Бембо, вне Италии - испанец Вивес, ученый, франц. книгопечатник Роберт Эствен, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа . В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма, который пуста л корни в Девентере, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, а также в унтах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте. Осн. представителями этого гуманизма, наряду с др., были Рудольф Агрикола, Иоганн Рейхлин, Дезидерий Эразм, Конрад Цельтис, Ульрих фон Гуттен, Муциан Руф, Конрад Пойтингер, Виллибальд Пиркгеймер; Меланхтон и Цвингли склонялись к гуманизму. В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец гуманизму. Неогуманизмом называют вновь пробудившийся в кон. 18 - нач. 19 в. интерес к античности. Неогуманизм представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее - Лессингом, Гердером, Гёте, Шиллером. Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный Представитель этого гуманизма - нем. философ Ф. К. Шиллер. Гуманизм в духе франц. экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.

12. Гуманизм – (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство , уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Идеи Гуманный в Словаре синонимов'>гуманного отношения к человеку обнаруживаются уже в глубокой древности: в устном народном творчестве, нравственных и религиозных воззрениях различных народов. Но как широкое идейно-культурное движение Г. сформировался в эпоху Возрождения (середина 14—середина 16 в.) в соч. Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи , Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового человека раннебуржуазной эпохи. Гуманисты выступали за духовное возрождение классической античности, апеллировали к достоинству индивида , критиковали духовную деспотию средневековой схоластики. В период буржуазных революций идеи Г. получили дальнейшее развитие в трудах фр. просветителей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций. Гольбах, Лессинг, Гердер, Гёте, Ф. Шиллер, Кант, Фихте, Гегель . Фейербах и др.), в произв. рус. революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.). В центре их воззрений — проблемы свободы, равенства и братства людей, “естественные права” человека, его стремление к творчеству и совершенствованию. Человек, по Канту, может быть для др. человека только целью , а не средством. Идея свободного всестороннего развития личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует краеугольный камень марксистского Г. На протяжении всей человеческой истории система идей Г. находилась в непрерывном развитии. В совр. эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции , идеи и принципы Г. приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом. Растет потребность в новом подходе к пониманию Г., формированию его принципов с позиций нового мышления. Он призван выражать приоритет общечеловеческих интересов и ценностей, впитать в себя все достижения гуманистических исканий, в т. ч. вклад гуманистической религиозной традиции. Поэтому новый, реальный Г. должен отличаться более демократичным характером, позволяющим расширять сотрудничество со всеми миролюбивыми силами различной философской и идеологической ориентации. Общечеловеческие интересы находят выражение в борьбе за мир, против социальной несправедливости, национального гнета, в защите природной среды обитания человека, его нравственных устоев и т. д. В процессе строительства социализма принципы Г. нередко деформировались, в периоды авторитарного режима и застоя они извращались, человек рассматривался в качестве “винтика” в системе производства. В условиях перестройки поставлена задача возродить гуманный облик социализма, соотносить цели и результаты хозяйственной, научной и иных видов деятельности с гуманистическими идеалами и нравственными принципами, формировать жизненную позицию человека как свободной, критически мыслящей, творческой личности.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Гуманизм» в других словарях:

Гуманизм

- (от лат. humanus - человеческий - человечный), признание ценностичеловека как личности, его права на свободное развитие и проявлен...
Энциклопедический словарь

Гуманизм

- Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Гуманизм

- — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. В более узком смысл... и еще 7 определений
Исторический словарь

Гуманизм

- (от лат. humanus - человеческий) - англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология  и практика ,  основанные на принципа... и еще 2 определения
Социологический словарь

Гуманизм

- (‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина , основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личност... и еще 3 определения
Политический словарь

ГУМАНИЗМ

- А, мн. нет, м. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой лично-сти из-под гнета феода...
Словарь иностранных слов

гуманизм

- Из нем.-лат. humanismus, введенного Г. Фогтом (1859 г.); см. Клюге-Гетце 258..
Этимологический словарь Фасмера

гуманизм

- ГУМАН'ИЗМ , гуманизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. humanus - человеческий) ( ·книж. ). 1. Идейное движение эпохи В...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: