Skip navigation

Что такое Гармония? Значение слова garmoniya, философский словарь

Значение слова «Гармония» в Философском словаре. Что такое гармония? Узнайте, что означает слово garmoniya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гармония

1. Гармония – (греч. harmonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете . Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", " договор ", "мирное со- бытие "). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу , но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон : "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса "проверить алгеброй Г." (A.C. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности : "скрытая Г. лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием " ( Гегель ) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология ), генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы , аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма , и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм ) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической ( социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм .)

2. Гармония – (греч.- связь , стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории , обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса , противостоящая хаосу . Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга ; через композиционные закономерности и т. д.

3. Гармония – (от греч. harmonia - связь , стройность, соразмерность) - соразмерность частей, противоположная хаосу , слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность , созвучие, равновесие , равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности.

4. Гармония – (греч. armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда ). Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в Античный в Словаре синонимов'>античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением , у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", " договор ", "мирное событие "). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу , но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон : "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см. Гармония сфер ) - до новоевропейского искуса "проверить алгеброй гармонию" (А.С. Пушкин об А. Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности : "скрытая гармония лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием " ( Гегель ) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др. (см. Телеология ), генетически восходящей к окказионализму (см. Окказионализм) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы , аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма , и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см. Модернизм ) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической ( социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм ) М.А. Можейко

5. Гармония - состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта : внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. Гармония весьма чувствительна к " эффекту мелочей": даже малая деталь может ее нарушить, либо, напротив, восстановить, если совершается опытной рукой мастера. Г. есть противоположность дисгармонии. Частные случаи и проявления Г.: норма систем и подсистем организма как противоположность патологии, симфония как противоположность какофонии, синхронность движений как противоположность движениям асинхронным, резонансу . В музыке есть теория Г. - учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью , высотой, силой, тембром, громкостью, специфической "окраской" и т. п.

6. Гармония – (греч. harmonia - связь , соразмерность) - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно , Лейбница и в нем. идеализме . Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в "Вильгельме Мейстере", было " воспитание гармонически свободного человечества", развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие . Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона , свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков (" Метаморфоза животных", 1819).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Гармония» в других словарях:

Гармония

- Выразительные средства музыки, основанные на объединении тоновв созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основ... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Гармония

- Ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, с...
Словарь Даля

Гармония

- Соответствующий раздел в теории музыки. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Гармония

- (от греч. harmonia - согласие) - англ. harmony; нем. Harmonie. Единство, согласованность, стройное сочетание элементов, свойств,...
Социологический словарь

гармония

- В музыке - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов - в отличие о...
Энциклопедия Кольера

Гармония

- Гармония (греч., от harmozo - приводить в порядок) - согласиемузыкальное, благозвучие. Гармонией или аккордом называется соедин...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ГАРМОНИЯ

- I и, мн. нет, ж. 1. Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь; противоп. дисгармония. Г. звуков. Г. красок. Г. чувств....
Словарь иностранных слов

гармония

- Стар. армония, Ф. Прокопович; см. Смирнов 81. Из польск. harmonia, которое через лат. harmonia восходит к греч. ; см. Горяев, ЭС 4...
Этимологический словарь Фасмера

гармония

- ГАРМ'ОНИЯ , гармонии, ·жен. ( ·греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в к...
Толковый словарь Ушакова

гармония

- Дочь Ареса и Афродиты, унаследовавшая красоту своей матери. Супруга Кадма. Само ее имя символизирует гармонию их брака. Боги подар...
Словарь по мифологии

Связанные понятия: