Skip navigation

Что такое Эвдемонизм? Значение слова evdemonizm, философский словарь

Значение слова «Эвдемонизм» в Философском словаре. Что такое эвдемонизм? Узнайте, что означает слово evdemonizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Эвдемонизм

1. Эвдемонизм – (от гр.-счастливый и благо ): теория , по которой счастье должно быть высшей целью человека . Отличается от гедонизма , рассматривающего счастье лишь как непосредственное удовольствие . Эвдемонизм развивает эпикуреизм , видящий в интеллектуальном удовольствии наивысшее счастье. Эвдемонизм противостоит этическому ригоризму Канта, например, в вопросе о том, что истинное моральное благо заключается не в том, чтобы «быть счастливым», но в том, чтобы «заслужить» счастье.

2. Эвдемонизм – (греч. eudaimonia - счастье ) - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Э. во мн. подобен гедонизму , часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидностьучении Эпикура , в этических теориях эпохи Возрождения), Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. Категория счастья выдвигается на первый план в этической теории еще в Древн. Греции. Основоположник кинической школы ( Цинизм ) Антисфен не связывал понятия счастья и наслаждения, даже часто противопоставлял их. Наслаждение , с его т. зр., делает человека зависимым от внешней среды, тогда как счастье состоит в полной независимости человека от всякой чувственности. Римский последователь стоицизма Цицерон также противопоставлял состояние счастья чувственным удовольствиям. Такое толкование счастья несло в себе элементы идеализма ; в нем уже содержалось противопоставление «телесной» и «духовной» природы человека. У Аристотеля же, напротив, счастье толкуется как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие . Стремление к счастью получает значение морального принципа у средневекового схоласта Фомы Аквинского, к-рый придает этому понятию специфически религиозный смысл : счастье, в его понимании, - это нечто противоположное земным радостям. В эпоху Возрождения стремление к земному счастью вновь провозглашается вполне законным нравственным принципом поведения. Элементы Э. содержались в этическом учении Юма. Особенно большое значение принцип Э. приобретает в этике фр. материалистов XVIII в. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякого об-ва и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья - как осуществление подлинного назначения человека. В совр. буржуазной этике можно встретить лишь отдельные элементы классического Э., но здесь они часто утрачивают первоначальное гуманистическое содержание и приобретают реакционный социальный смысл (примером может служить «фелицитология» О. Нейрата). Марксистская этика считает, что эвдемонистический принцип обоснования нравственности нельзя признать научным и подлинно материалистическим. Категория счастья не характеризует к.-л. определенного общественного или лично-психологического состояния человека. В ней находят отражение те или иные нравственные представления о назначении человека. В зависимости от конкретно-исторических и социальных условий в понятие счастья вкладывается различный смысл, соответствующий жизненным устремлениям того или иного класса , социальной группы или отдельной личности. Иными словами, это идеализация того или иного жизненного уклада, выступающая в форме морального предписания, к к-рому должен стремиться человек. Но в таком случае счастье не может служить обоснованием нравственности, т, к. само нуждается в обосновании, точно так же как и др. моральные представления.

3. Эвдемонизм – (от греч. eudamonia блаженство ) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека , духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма - Сократ , Эпикур , Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, который полагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, поскольку они служат этой цели. Государство , все его институты , мероприятия и законы также являются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным, превращается в утилитаризм .

4. Эвдемонизм – (rpeч.eudaimonia— блаженство, счастье ) — методологический принцип этики, близкий гедонизму . Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ , Аристотель ). Гл. критерием нравственности и основой морального поведения человека Э. считает стремление к счастью: личномуиндивидуалистический, общественномусоциальный Э. Сторонниками Э. были и фр. материалисты 18 в. (Гельвеций, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого об-ва и всякой полезной человеческой деятельности. Э. придает понятию счастья общечеловеческий, надысторический смысл , в то время как в об-ве с антагонистическими классами нет и не может быть единого представления о назначении человека. Последнее всегда социально обусловлено.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Эвдемонизм» в других словарях:

Эвдемонизм

- Этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч.eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов...
Энциклопедический словарь

Эвдемонизм

- Этическое направление, считающее блаженство высшей целью человеческой жизни. Эвдемонизм является одним из основных принципов древн...
Религиозный словарь

Эвдемонизм

- – блаженство, счастье – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счасть...
Исторический словарь

Эвдемонизм

- (от греч. eudaimo-nia - счастье ,  блаженство) - англ. eudemonism; нем. Eudamonismus. Возникшее в античной философии направ...
Социологический словарь

ЭВДЕМОНИЗМ

- , а, мн. нет, м. Возникшее в античной философии направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения чело...
Словарь иностранных слов

эвдемонизм

- ЭВДЕМОН'ИЗМ , эвдемонизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. eudaimonia - блаженство) ( филос. ). Идеалистическое этическое у...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: