Skip navigation

Что такое Эмпириомонизм? Значение слова empiriomonizm, философский словарь

Значение слова «Эмпириомонизм» в Философском словаре. Что такое эмпириомонизм? Узнайте, что означает слово empiriomonizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Эмпириомонизм

1. Эмпириомонизм – (от греч. empeiria - опыт и monos - один , единственный) - философская концепция , выдвинутая Богдановым в нач. XX в. и основанная на монистическом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию своих философских воззрений, Богданов до конца жизни оставался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма , к-рая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры и в к-рой акцент был сделан на ее синтезе с др. философскими системами. В основе Э. лежат три важнейшие установки. Первая - наивный реализм , т. е. убеждение человека практики в том, что вещи именно таковы, как человек их чувственно воспринимает, а не есть нечто скрытое под оболочкой явлений. Вторая - признание того, что " природа ", то есть низшие, неорганические и простейшие органические комбинации, есть генетически первичное, "дух", то есть высшие органические комбинации, ассоциативные и особенно те, которые образуют "опыт", - генетически-вторичное ". Отсюда Э., по Богданову, принадлежит "к тому же ряду, к которому принадлежат "материалистические" системы: это, следовательно, идеология "производительных сил" технического прогресса " (Богданов А. А. Эмпириомонизм . Кн. 3. С. 149). Третья: познание всегда тяготеет к единству, к монизму , поэтому философия "есть не что иное, как именно стремление соорганизовать воедино опыт, раздробленный и разрозненный силой специализации. В этом смысл и значение философии, в этом ее историческая необходимость " (Богданов А. А. Философия живого опыта. С. 315). Исходными для Э. являются понятия "опыт" и "организованность", к-рые впоследствии оказались и центральными в богдановской тектологии. Под опытом Богданов понимает и вещи, и ощущения, поскольку и то и другое в одинаковой мере образуют материал для познания, осн. задача к-рого по отношению к наличной системе опыта (здесь Богданов следует за Р. Авенариусом и Э. Махом) состоит в том, чтобы "ориентироваться в ней с возможно меньшим трудом, с возможно большей полнотой и точностью ", стремясь при этом к "практически пригодной ориентировке" и реализуя "экономическую (в смысле "просто экономии") природу познания". Это достижимо "посредством разложения системы опыта на составные части и выяснения их взаимной связи", а также с помощью "критики опыта", устраняющей "примыслы" обыденного познания, подобные "идолам" Ф. Бэкона (Там же. С. 176-177). В конечном итоге познание должно представлять мир опыта таким, каков он есть в действительности, каким он дан людям в их наблюдениях и каким выступает в их критически проверенных высказываниях; оно должно разложить его на простейшие части, на " элементы " и установить между ними связь . Находясь под влиянием эмпириокритицизма , Богданов, однако, расходится с ним по ряду принципиальных моментов. По его мнению, Мах и Авенариус не объяснили, почему в едином по материалу опыте, состоящем из элементов-ощущений, присутствуют психический и физический ряды элементов, несводимые друг к другу. Э., стремясь избавиться от этого дуализма , рассматривает связь элементов опыта, во-первых, генетически, анализируя происхождение "физического" и "психического", а во-вторых, с т. зр. их организованности. В отличие от Д. Юма и махистов Богданов считал причинную связь неотъемлемым элементом научного и философского познания. Высшей ее формой он признает социально организованную "трудовую причинность ". Аналогичным образом осн. задачу познания Богданов усматривал не в описании исследуемых объектов, как утверждали эмпириокритики, а в их объяснении. Существенная часть Э. - концепция социоморфизма, в к-рой утверждалась универсальная применимость в научном познании т. наз. "основной метафоры", представляющей явления внешней природы по образцу человеческих действий. Оригинальной в Э. является идея метода подстановки, к-рый означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический, и наоборот, т. к. в конечном счете те и другие - результат нашей организационной деятельности. Этот метод явился, по сути дела, прообразом метода моделирования, получившего столь большое распространение в науке и философии XX в. Базируясь на принципах Э., Богданов построил картину мира как "непрерывный ряд форм организации элементов, форм, развивающихся в борьбе и взаимодействии, без начала в прошлом, без конца в будущем" (Там же. С. 309). Мир представляется цепью комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, материализм именует природой без человека); затем ассоциативная связь элементов - психическое, или индивидуально-организованный опыт, и, наконец, физическое и возникающее из него познание - социально-организованный опыт. В процессе труда психическое становится частью физического. Все осн. философские категории получили в Э. свою особую интерпретацию, являясь выражением и средством социальной организованности опыта и его форм. Э. не был по достоинству оценен в философской литературе. Даже близкие по духу к Богданову философы , напр. Юшкевич, считали, что Э. приводит к панпсихизму и идеализму . Отрицательное отношение к Э. выразили Плехановработах "От обороны к нападению", "Materialismus militans") и Ленин (в "Материализме и эмпириокритицизме"). Э. развивался в духе характерного для нач. XX в. эмпиризма ( прагматизм , эмпириокритицизм, логический эмпиризм и т. д.), и, хотя в этой концепции есть спорные стороны (напр., идея тождественности элементов физического и психического опыта, тезис о конце философии и т. д.), она, несомненно, может рассматриваться как оригинальное явление философской мысли XX в.

2. Эмпириомонизм – (греч. empeiria — опыт и monos — единственный)— так Богданов наз. свою философию — разновидность эмпириокритицизма , махизма . Э. основан на субъективно-идеалистическом понятии Маха о нейтральности элементов опыта (т. е. ощущений). Философия Авенариуса и Маха дуалистична, по мнению Богданова, потому что она построена на основе автономности психического и физического рядов элементов индивидуального опыта, к-рому необходимо дать монистическую интерпретацию; отсюда название богдановской теории — “Э.”. С т. зр. Э., все есть так или иначе организованный опыт (понимаемый как совокупность чувственных данных, т. е. идеалистически; Богданов называл их также “кристаллами” социально-трудовой активности). При этом физический мир (объективное) — коллективно и социально организованный опыт, а психическое, составляя его “нераздельную часть”,— опыт, организованный индивидуально. “Единый мир опыта,— говорит Богданов,— выступает как содержание для единого познания. Это — эмпириомонизм ”. Вселенная с ее пространством и временем, причинно-следственными связями (включая человека и его сознание ), согласно Э., представляет собой непрерывную цепь комплексов элементов, различных как по степени, так и по форме организации. В анализе психики, оцениваемой с позиций энергетизма , Э. придает большое значение психическому подбору (биологической приспособляемости организма к среде) и методу подстановки. Последней означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т. е. свести материальное к идеальному. Э. отождествляет общественное бытие с общественным сознанием, защищая идеализм в истории. Критика Э. дана Лениным в книгеМатериализм и эмпириокритицизм” , а также в работах Плеханова.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Эмпириомонизм» в других словарях:

Эмпириомонизм

- (от греч. empeiria - опыт и monos - единственный) -разновидность эмпириокритицизма; разработан А. А. Богдановым..
Энциклопедический словарь

Эмпириомонизм

- – разновидность эмпириокритицизма – разработан А. А. Богдановым , утверждавшим, что мир есть организованный опыт..
Исторический словарь

ЭМПИРИОМОНИЗМ

- А, мн. нет, м. Разновидность эмпириокритицизма, сводящая физическое к психическому. Эмпириомонист - после-дователь эмпириомонизма...
Словарь иностранных слов

Связанные понятия: