1. Тризна – — часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами. Ныне употребляется для обозначения поминок, обычно богатых, пышных.
2. Трызна – Трызна - дворянский род, герба Гоздова. Григорий Трызна был каштеляном подляским (1566) и смоленским (1569), сын его Петр (умер в 1633 г.), воевода парнавский, перешел из православной веры в католицизм и учредил в Бобруйске иезуитскую коллегию . Петр- Павел Трызна (умер в 1639 г.) был подстолием великого князя Литовского, братья его Николай (умер в 1640 г.) и Гедеон - Михаил (умер в 1652 г.) - последовательно один за другим подскарбиями великими литовскими, а младший брат их Мартин (умер в 1643 г.), епископ маленский, - литовским вице-канцлером. Сын Николая - Феофил (умер в 1645 г.) был воеводой брест -литовским. Род Трызна внесен в I часть родословной книги Минской губернии. В. Р.
3. Тризна – оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся "тризна", напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное "три"). Затем была страва - поминки (которые иногда неправильно называют "тризна"). С погребальным обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в "Слове о полку Игореве", Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много плачей и причитаний. Корень "три" с сакральным смыслом отрицания "нечета", как символа несчастья, часто встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: "Светлое и тресветлое солнце!" А. Баженова