Skip navigation

Что такое Канонизация? Значение слова kanonizaciya, исторический словарь

Значение слова «Канонизация» в Историческом словаре. Что такое канонизация? Узнайте, что означает слово kanonizaciya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Канонизация

1. Канонизация – — в католицизме и православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых. Определенный порядок К. в христианской церкви вводится лишь в X в.

2. Канонизация – ( греч. kanonizo - узаконяю) - 1) причисление кого-л. церковью к лику святых; 2) превращение в незыблемое, обязательное правило, узаконение.

3. Канонизация – (гр. anakerusis, лат. canonizatio, от гр. kanwn в значении "список, каталог "), причтение усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях . В древней церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи ; собирание актов мучеников, столь важное для жизни церкви в IV-VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе , для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, "сияющий белизной сонм избранных" ( Григорий русских фамилий. Турский - это...'>Турский ) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время , для раннего периода была неактуальна. Правда , африканская церковь устанавливает в IV в. различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника - это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси . Когда почитание святых делалось общецерковным, установление общецерковного празднования могло, видимо, быть результатом соборного решения (особенно в спорных случаях) или постановления главы церкви ( патриарха ). Данные о такого рода решениях для раннего времени у нас отсутствуют. Первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (ок. 810 - ок. 895). Известен также указ императора Льва Мудрого (886-911), повелевавший, чтобы во всей греческой церкви совершались празднования в честь ряда наиболее почитаемых святителей (этот yкaз, однако, отнюдь не вводил почитание, а лишь регулировал уже сложившуюся традицию). В принципе же, причисление к лику святых местночтимых совершается в греческой церкви правящим архиереем и ни в каком утверждении не нуждается; высшие иерархические инстанции действуют лишь при преобразовании местного почитания в общецерковное. Отсутствует и какой-либо особый чин причтения к лику святых. Причтение отмечается торжественной службой в честь нового святого и внесением его имени в святцы для ежегодного совершения его памяти. Иным образом обстоит дело в Западной церкви. Первоначально и здесь право "помещения св. мощей в алтарь для почитания" принадлежит епископату, хотя почитание отдельных подвижников продолжает развиваться стихийно вне жесткого контроля церковной власти; Карл Великий находит нужным постановить в своих капитуляриях, чтобы чествованию святого предшествовало его признание хотя бы местным архиереем. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация св. Ульриха Аугсбургского в 993 г. Около 1170 г. папа Александр III постановляет, что никто не может почитаться святым без решения Римской церкви, т.е. без санкции папы. Это постановление включается в декреталии папы Григория IX и становится частью западного канонического права. Со временем канонизация превращается в строго регламентированную процедуру. Не ранее чем через 50 лет после кончины подвижника по заявлению местного клира и епископа конгрегация обрядов (congregatio ritus) проводит троекратное исследование о жизни усопшего и совершенных им (при жизни или после смерти) чудесах, после чего конгрегация голосует и в случае положительного исхода голосования объявляет усопшего блаженным (beatus); данная процедура именуется беатификацией. После этой процедуры дозволяется местное почитание; если после этого совершаются новые чудеса, ставится вопрос о канонизации (для общецерковного почитания). Решение об этом оглашается самим папой по специальному чину с формулой "постановляем и определяем, что блаженный N является святым" (decernimus et definimus beatum N sanctum esse). В римском каноническом праве с наибольшей формальной четкостью сформулированы и условия канонизации. К ним относится: а) установившаяся церковная традиция почитания канонизируемого, б) проявление чудотворения на могиле канонизируемого, в) прошение о канонизации, г) наличие жития. В Восточной церкви формальные процедуры этого рода не разработаны, хотя в главных чертах канонизация основывается на тех же принципах. Наиболее существенным моментом остается чудотворение как наиболее ясное указание на святость почившего, на действие в нем и через него Божественной благодати. В русской церкви большое (хотя и не решающее) значение придается также нетленности мощей. В истории русской церкви выделяется пять периодов канонизации святых. Первый период охватывает время от крещения Руси до соборов 1547 и 1549 гг.; второй период составляют два вышеупомянутых собора при митрополите Макарии; третий период простирается от этих соборов до учреждения синода (в 1721 г.); четвертый период совпадает со временем синодального правления (1721-1917); наконец, пятый период начинается с восстановления патриаршества и продолжается по настоящий день . В первый период причтение к лику святых совершается прежде всего епархиальными архиереями, в ряде случаев почитание приобретает общерусский характер , всего за этот период канонизировано более 60 святых, среди которых страстотерпцы Борис и Глеб , равноапостольные Ольга и Владимир , святители (например, Леонтий Ростовский , а затем московские святители Петр , Алексий и Иона ), преподобные (начиная с Антония и Феодосия Печерских), благоверные князья (например, Александр Невский ), мученики (например, князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор), блаженные (т.е. юродивые , например Никола Качанов или Максим , юродивый московский). 39 святых было единовременно канонизировано на Соборах 1547 и 1549 гг. Канонизация целого сонма русских святых на этих соборах была связана с церковко-государственными реформами митрополита Макария и Ивана Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследующей место Византии в церковном и государственном отношении. Одним из аспектов этого устроения было собирание святых земли русской, ранее местночтимых, составление их житий и служб в их честь. Среди канонизированных на этих соборах святых были святитель Стефан Пермский , мученики Антоний , Иоанн и Евстафий Литовские, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. От времени макарьевских соборов до учреждения синода было канонизировано более 130 святых, для ряда из них обстоятельства их канонизации остаются неизвестными, и можно полагать, что их канонизация осуществлялась прежним порядком, т.е. решением правящего архиерея. К числу святых, канонизированных в этот период, принадлежат преподобный Иосиф Волоцкий , святители Гурий и Герман Казанские, Василий Блаженный , юродивый Московский и др. Рационалистические идеи, лежавшие в основе церковной политики Петра I, и стремление этого царя, равно как и многих последующих монархов поставить церковную жизнь под государственный контроль приводят к существенным изменениям в практике канонизации. Народное почитание неканонизированных подвижников, поклонение их мощам и т.п. начинает рассматриваться государственной властью как суеверие (это отразилось в "Духовном Регламенте "), и все народное благочестие в целом воспринимается как идущее вразрез с государственными интересами. Государственное давление в значительной степени определяет и проводившуюся синодом политику. Канонизации в течение синодального периода немногочисленны (менее десяти), причем процедура канонизации усложняется и формализуется (положение отчасти меняется лишь в царствование Николая II). В этот период канонизированы святители Димитрий Ростовский , Митрофан Воронежский , Иннокентий Иркутский , Тихон Задонский , Ермоген, патриарх Московский, Иоасаф Белгородский , преподобные Феодосий Тотемский и Серафим Саровский . При советской власти церковь долгое время не имела возможности утверждать почитание новых святых. Канонизация новых святых возобновляется лишь в последние десятилетия. Среди канонизированных в это время преподобный Герман Аляскинский , святитель Иннокентий Московский, равноапостольный Николай Японский , патриарх Тихон , Иоанн Кронштадтский и др.

4. Канонизацияпричисление к лику святых. В Православии официальной канонизации святого Церковью предшествует его широкое почитание церковным народом.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Канонизация» в других словарях:

Канонизация

- (от греч. kanonizo - узаконяю) - 1) в католической иправославной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2)(Пер...
Энциклопедический словарь

Канонизация

- (от греч. canonizo - узаконяю) - в католицизме и православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых. Определенный поряд... и еще 1 определение
Философский словарь

Канонизация

- (от греч. fcanonizo - узакоияю) - англ. canonization; нем. Kanonisierung. 1. В христианской церкви - причисление к.-л. к лику св...
Социологический словарь

канонизация

- (от греч. kanonizo, "включать в канон", "узаконивать"), законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подви...
Энциклопедия Кольера

Канонизация

- Канонизация (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein - узаконить) -узаконение, через особое, каждый раз, постановление высшей...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

канонизация

- КАНОНИЗ'АЦИЯ , канонизации, мн. нет, ·жен. ( ·книж. ). Действие по гл. канонизировать и канонизовать ..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: