1. Исаия – Исаия - святой, уроженец Киевской земли, постригся в Печерской обители, с 1078 г. епископ ростовский. По словам церковной службы св. Исаия , он утвердил христианство в Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы ; умер в 1090 г. Мощи св. Исаии обретены в 1164 г., а в 1231 г. перенесены в ростовский собор ; память его 15 мая. - О житиях св. Исаии ср. "Православный Собеседник" (1858, ч. I, стр.432 - 450).
2. Исаия – (Иегова спасает)- а) сын (потомок) Амоса (4Ц 19.2; 20.1), один из величайших пророков ветхозаветного времени, который жил и пророчествовал при царях иудейских Озии (Азарии), Иоафаме, Ахазе и Езекии примерно от 745 г. до 695 г. до РХ. У него было два сына (Ис 7.3; 8.3) и он, по-видимому, все время жил в Иерусалиме. Исаия был призван чудесным образом (Ис 6), когда он однажды молился в храме. Судя по 2Пар 32.32 можно заключить, что он жил еще некоторое время после смерти Езекии и был, по преданию, перепилен пилой между двух досок по приказу царя Манассии (Евр 11.37); б) (1Пар 3.21)-один из сыновей Ханании, сына Зоровавеля; в) (1Пар 25.3,15)-левит из сынов Идифуна, глава восемнадцатой чреды певцов; г) (1Пар 26.25)-аналог. Зихрий,д (в 1Пар 24.21 назван Ишшия); д) (Неем 11.7)-аналог. Гассенуя.
3. Исайя - ростовский епископ . Упоминается в летописях в связи с освящением церкви святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088 г.) и перезахоронением Феодосия ( 1092 г.). Умер в 1091 году. Погребен в Ростове . ПВЛ: 137, 338; Татищев: 95,97.
4. Исаия - ветхозаветный пророк. В статье, направленной против войны ("Одумайтесь!", 1904 г.) Толстой приводит один из обличительных текстов этого пророка (Исаия, гл. IX, ст. 2 - 4, 6 - 10). /Т. 20/
5. Исайя – — Ешаягу. Исайя, сын Амоса, жил в Иерусалиме, был женат, имел двух сыновей (Ис. 7:3; 8:3, 18). Выступал как пророк, начиная с последнего года царствования Озии и во время царей Иоафама, Ахаза и Езекии, следовательно, между 759-698 г. (Ис. 1:1; 6:1). Из 2 Пар. 26:22 видно, что он вел летопись; 2 Пар. 35 32 показывает, что он писал о царе Озии, а из Ис. 36:39 мы узнаем, что он имел видение относительно Езекии. Предание говорит, что в царствование Манассии он был перепилен. (Срав. Евр. 11:37). Его имя (евр. Еша-ягу блаженство Иеговы) само по себе поясняет многое относительно выдающегося места, которое занимают его личность и записки. Выступая в эпоху, которая является серединой между Моисеем и Христом, он с величавой серьезностью выступает против лицемерной набожности отпадающего народа. От «Святого Израилева», славу Которого он защищает с горячей ревностью, он возвещает суд над всем земным величием и роскошью, призывает дерзких грешников к покаянию и обещает вернувшемуся остатку последнее спасение и славу через «слугу Господа». Этого «раба Господа» Исайя сначала представил образно в помазаннике Кире и потом в страдающем и побеждающем помазаннике, «Агнце Божием», Который явится во плоти. Иероним говорит: «Так ярко он изложил все тайны Христа и общины, что почти можно поверить, что он рассказывает повесть о том, что уже произошло. Поэтому Исайю и называют евангелистом Ветхого Завета.