Skip navigation

Что такое Иордань? Значение слова iordan, исторический словарь

Значение слова «Иордань» в Историческом словаре. Что такое иордань? Узнайте, что означает слово iordan - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Иордань

1. Иордань – — так в России называли прорубь, вырубленную для освящения воды во льду в праздник крещения на реке или озере.

2. Иордан -главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне-Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Эта река своеобразна во многих отношениях. От истока до устья она имеет огромный перепад высот-почти 800м, течет по очень извилистому руслу и, начиная от озера Мером, лежит ниже уровня Средиземного моря (Мертвое море-самое низкое место на земле, его поверхность находится на отметке -390м). У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении-невыносимая жара субтропического климата. Иордан несудоходен на всем своем протяжении и на его берегах нет ни одного города. Судя по Быт 13.10 можно предположить, что Иордан в древние времена протекал значительно дальше на юг и был много живописнее, но после поражения Богом Содома и Гоморры постепенно образовалось то море, которое нынче называется Мертвым (или Асфальтовым). Иордан является великим символом для каждого христианина, ибо, перейдя через него, народ Божий вошел в обетованную землю, и в его водах наш Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. (См. восточное море, Галилейское море)

3. Иордан – (евр. — спускающийся с Дана /возвышенность/) — главная река Палестины, впадающая в Мертвое море. Неоднократно упоминается в Библии. В окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель ; здесь, близ Вифавары, произошло Крещение Господне (см. Богоявление ).         

4. Иордань – так в России называлась прорубь, обычно в виде креста , вырубленная для освящения воды на праздник Крещения Господня.

5. Иордан – — Ярден. Иордан — главная или, вернее, единственная река Палестины. Она протекает прямо с севера на юг и делит землю на две части, из которых западная — «Иорданская страна» больше, чем восточная, или Перея. Иордан, евр. Иарден, т.е. падающий, назван так за свое быстрое течение; арабами он называется Эль-шарижа, т.е. место водопоя. Эта река образуется из множества источников на Ермоне, из которых три главнейшие — Баниас, который вытекает из пещеры, близ Кесарии Филипповой на южном склоне Ермона; Леджан, который берет начало близ Дана или Тель Эль Кади, недалеко на запад от Баниаса; и более длинный из них Нахр Хасбани, который начинается на севере у села Хасбейн на западной стороне Ермона. Эти три потока соединяются к югу от Ермона и образуют Иордан, который сперва протекает через озеро Мером (теперь Хуле) и затем, через 13 км, впадает в Геннисаретское озеро. Через все Геннисаретское озеро можно наблюдать течение Иордана. Выйдя из этого озера, река извилисто спускается к югу до впадения в горькие воды Мертвого моря. Долина, по которой протекает Иордан — от подошвы Ермона до самого Мертвого моря — иногда представляет из себя узкое ущелье, которое часто расширяется, особенно на юге, доходя до 20 км в ширину, как, напр., у Иерихона. Южная часть этой долины в Библии названа именем «равнина», Арава (евр. текст); арабы -эту местность называют Эль Гор, т.е. дно долины (См. 4Цар. 25:4; 2 Пар. 4:17). Иорданская долина замечательна тем, что большая ее часть лежит ниже уровня моря и является самым низменным местом на всей нашей планете. Начинаясь на высокорасположенном Ермоне, долина быстро спускается на 320 метров ниже уровня моря и, следовательно, заключает в себе самые крайние противоположности — от суровой альпийской природы на севере до сухой, выжженной солнцем мертвой пустыни на юге. На всем своем протяжении по обеим сторонам она ограничена возвышенностями, которые совершенно отвесно поднимаются на западной стороне и имеют до 305 мет и 366 метров в вышину. Более отлоги берега восточной стороны Иордана; на этой стороне возвышенности достигают такой же высоты, как и на западной. Эта нестерпимо жаркая долина большей частью глиниста и покрыта голыми холмами. Здесь извилисто течет река, делая многочисленные изгибы. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником и деревьямивербами, олеандрами, которые часто отступают и дают место для лугов и полей. В своем нижнем течении река снова обрастает тростником, который служил местом обитания диких животных (Иер. 49:19, 50:44; Зах. 11:3). Русло реки, наверное, теперь глубже, чем раньше: наносные пласты встречались весною после наводнения во многих местах (1 Пар 12:15). Особенно замечательны в Иордане извилистость и быстрое течение. Между Геннисаретским озером и Мертвым морем по прямому направлению считается около 100 км. Лейтенант Линч в 1848 г. измерил длину реки со всеми извилинами и насчитал 200 км. Ширина реки меняется от 25 до 70 м; глубина от 1 до 4 м. Течение большей частью сильное и быстрое. (Срав. Иов. 40:18). Иордан имеет множество водопадов, из них наиболее значительных 27. Геннисаретское озеро лежит на глубине 225 м, а Мертвое море 340 метров ниже уровня моря. Следовательно, Иордан между этими озерами спускается на приблизительно 100 м. Иордан, как и Геннисаретское озеро, богат рыбой ; вода его вполне пресная. О мостах через Иордан мы ничего не встречаем в Библии. Паромные места для переправы, когда вода была не высока, упоминаются в некоторых местах (Суд. 3:28; 12:5; 2 Цар. 17:22). О пароме мы читаем также в 2 Цар. 19: 18. Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (И. Нав. 3:15) Волнующаяся река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода стекла по направлению к Мертвому морю; дно стало сухо, так что израильтяне могли перейти сухим путем на другую сторону. В память этого Иисус Навин поставил двенадцать камней, взятых священниками со дна Иордана (И. Нав. 4:8.20 и дал), и на дне посреди Иордана Иисус Навин поставил 12 других камней. «Они там и до сего дня» (И. Нав. 4:9). Два раза после этого Иордан дивным образом был разделен и перейден Илией и Елисеем (4 Цар. 2:8,14). В водах Иордана Нееман очистился от своей проказы (4 Цар. 5:14) и с его дна по слову Елисея всплыл утонувший топор (4 Цар. 6:6). В Иордане Иоанн крестил кающуюся толпу, в его же воде крестился Господь Иисус (Мат. 3); это событие ежегодно празднуется в апреле (по новому стилю) тысячами паломников, которые в определенный день посещают священную реку, пьют ее воду, купаются в ней и возвращаются в Иерусалим. С обеих сторон в Иордан впадает множество ручьев; некоторые из них не пересыхают круглый год и поэтому называются притоками. Самые значительные из них Иеромакс и Иавок с востока. На юг от Иеромакса долина более плодоносна и имеет более красивый вид; качество земли также изменяется. Вообще весь ландшафт в этом месте меняется, так как от этой большой долины начинают ответвляться еще долины. Вдоль обеих сторон реки тянется равнина шириною от 1/3-3/4 часа ходьбы с богатейшей зеленью. Чем более отлоги горы, тем чаще встречаются долины с потоками и роскошной растительностью. Здесь мы встречаем резкую противоположность голым горам высоких берегов, на которых водятся лишь газели, шакалы и хищные птицы. Ближе к Мертвому м. всякий след растительности исчезает. Волнообразная поверхность переходит в однообразную равнину, с глинисто-солончаковой почвой. Земля здесь настолько рыхла, что ноги путешественников довольно глубоко вяз-нут в ней. В том месте, где Иордан впадает в Мертвое море, можно видеть цапель, занимающихся ловлей тех рыб, которых река принесла с собою и которые должны умереть в крепком щелоке Мертвого моря. Иордан для земли ханаанской служил естественной границей на востоке. В других странах реки имеют важнейшее значение, как средство сообщения между людьми; поэтому при больших реках всегда расположены крупные города. Не такое значение имел Иордан. Он служил только оградой для Израиля со стороны востока, па берегах Иордана никогда не существовало городов.

6. Иордан – остготский историк ( 6 в.). Основной труд "О происхождении и деяниях гетов" (доведен до 551) в основном представляет изложение не сохранившегося сочинения остготского историка Кассиодора; является важнейшим источником по истории готов. Упоминает антов и склавинов, возводя их к венедам античных авторов; меренс и морденс, отождествляемых рядом исследователей с мерей и мордвой.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Иордань» в других словарях:

Иордан

- (Jordanis - Jordanes), остготский историк 6 в. Главное сочинение "Опроисхождении и деянии гетов" (доведено до 551; в основном сокр... и еще 4 определения
Энциклопедический словарь

Иордань

- Ж. место па льду и прорубь, для водоосвящения на Крещенье. В иордани купаются, кто о святках рядился. | Твер. прорубь вообще; котл...
Словарь Даля

Иордань

- - так в России называли прорубь, вырубленную для освящения воды в праздник крещения господня..
Философский словарь

Иордан

- 1) река, впадает в Мертвое море; Ливан, Сирия, Израиль, Иордания. Известен ряд этимологии из семит, языков: 'канава, сток'...
Словарь географических названий

иордан

- Иордан (течение, ниспадение) (Быт.13:10 , Нав.1:2 , Мат.3:5 , Мар.1:5 , 9, Лук.3:3 , Иоан.1:28 и ·др.) - эта священная для всех Х...
Библейская энциклопедия

иордань

- ИОРД'АНЬ , иордани, ·жен. ( церк. , ·разг. ). Место на реке, где производится водосвятие в некоторые церковные праздник...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: