Skip navigation

Что такое Иоанн? Значение слова ioann, исторический словарь

Значение слова «Иоанн» в Историческом словаре. Что такое иоанн? Узнайте, что означает слово ioann - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Иоанн

1. Иоанн – (Иегова милостив)-а) сын престарелых Захарии и Елисаветы (Лк 1.5-25, 57-64,80), принадлежавших к священническому роду из Авиевой, то есть восьмой чреды (1Пар 24.10) сынов Елеазара. Иоанн называется Крестителем, ибо он проповедовал крещение покаяния (Мк 1.4) и явился Крестителем Самого Господа Иисуса Христа. Он был Его Предтечей-посвященным от рождения и посланным пред Его лицом в полном соответствии с пророчествами о нем (Ис 40.3-5; Мал 3.1а). Рождение Иоанна Крестителя было на шесть месяцев раньше рождения Иисуса Христа (Лк 1.26,36), а в пятнадцатый год правления Тиверия (Лк 3.1), то есть в 29 г. по РХ, он вышел на служение. Тогда ему было, очевидно, около 31 года (Лк 3.23). Он смело, в духе Илии, обличал всех людей в грехах и призывал покаяться, приготовить путь Господу. Увидев Христа, идущего к нему, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1.29). Вскоре после этого Ирод (см. Ирод,в), который хоть и любил слушать Иоанна, все же взял его за его обличения и посадил в темницу, а позже и обезглавил; б) сын Зеведея (см.), брат Иакова старшего, один из двенадцати Апостолов Христовых и евангелист, любимый ученик Христа (Ин 19.26; 21.7,20,24). Он был с Иоанном Крестителем, но услышав о Христе, решительно пошел за Ним (Ин 1.35-40). Он, по-видимому, на некоторое время вернулся к своему прежнему занятию-рыбной ловле, но, когда Христос призвал его от сетей (Мф 4.21-22), он сразу же оставил их. В числе трех ближайших учеников Господа он был с Ним при воскрешении дочери Иаира (Лк 8.51), при Преображении (Мф 17.1-2) и в Гефсиманском саду (Мф 26.37). Он бесстрашно последовал за Спасителем во двор первосвященника, в преторию, а у Креста принял последнее Его распоряжение. После вознесения Иисуса Христа он снова вернулся на Галилейское озеро, но при явлении Господа первым узнал Его (Ин 21.1,7). Он был участником устройства общины верующих в Иерусалиме, первого Апостольского собора, посещения верующих в Самарии. Как рассказывает предание, он перед самым разрушением Иерусалима в 70 г. переехал в Ефес и до конца своих дней проповедовал в этом городе. Отсюда, в правление Домициана (81-96 гг.)-в период массовых гонений на христиан, он был сослан на остров Патмос (в Эгейском море, напротив Ефеса), где ему явился Христос. В этот же период (между 90 и 100 гг.) были написаны им Евангелие, Откровение и три Послания (см.); в) (Деян 4.6)-из рода первосвященнического, как полагают, родственник Анны, член суда старейшин, перед которым были поставлены Апостолы Петр и Иоанн за свою проповедь в храме; г) (Деян 12.12,25; 13.5,13; 15.37)-первоначальное имя евангелиста Марка (см.).

2. Иоанн - печерский игумен. О нем известно немного. В рассказах о черноризцах Феодосиева монастыря Иоанн упомянут как участвовавший в похоронах Исакия. В 1089 году при его игуменстве была освящена церковь святой Богородицы в Киево-Печерском монастыре. ПВЛ: 131,137,332,338; Татищев: 37,309.

3. Иоанн - черниговский епископ. Летописи упоминают о нем в связи с освящением церкви святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088 г.) и с перенесением мощей Феодосия (1091 г.). Указана также дата смерти -1111 год. ПВЛ: 137,139,195, 338,340, 397; Татищев: 78, 238,240,243,244,298,312.

4. Иоанн – Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть ( Сократ : 7; 23). Прокопий пишет, что это был человек кроткого нрава, одаренный разумом, но в то же время способный к решительным действиям. Недолгое время своего правления он провел в благоразумной умеренности, не слушал доносчиков, никого не умертвил по произволу и ни у кого не отобрал имущества (Прокопий: " Войны Юстиниана "; 3; 3). Византийский император Феодосий не признал его власти, но провозгласил императором малолетнего Валентини-ана III и отправил против Иоанна войска во главе с Ардавурием. Поначалу поход его был неудачным - сильный ветер разметал ви-зантчйский флот . Ардавурий оказался в плену и был заключен в Равенне. Впрочем, Иоанн, помышляя о мире, обошелся с ним очень милостиво, и Ардавурий пользовался внутри города полной свободой. Вскоре ему удалось возбудить против Иоанна его военачальников. Тем временем сын Ардавурия, Ас-пар, двигавшийся с сухопутной армией, захватил Аквилею (Фило-сторгий: 12; 14). Затем он провел большой отряд через болото, лежащее вокруг Равенны, и внезапно оказался перед столицей (Сократ: 7; 23). Ардавурий, подготовивший измену, впустил сына в город и захватил Иоанна (Филосторгий: 12; 14). Таким образом, Валентиниан получил Иоанна живым. Он велел отправить его на ипподром Акви-леи, отрубить одну руку и провести перед народом, посаженным на осла. После того как Иоанн испытал множество оскорблений от мимов, его казнили (Прокопий: "Войны Юстиниана"; 3; 3).

5. Иоанн – (значение имени смотри Иоанан). 1) Один из рода первосвященнического, принимавший участие в суде над апостолами Петром и Иоанном (Деян. 4:6). 2) Тот же, что и Марк (Деян. 12: 12). 3) Иоанн Креститель, последний из пророков Ветхого Завета, о котором Исайя предсказал, как о гласе вопиющего в пустыне для приготовления пути Господу» (Ис. 40:3; Срав. Мат. 3:3), а Малахия, как об Ангеле Господнем, который должен приготовить Ему путь (3:1 срав. Мат. 11:10) и как об Илие (4:5 срав. Мат. 11:14). По свидетельству Иисуса, Иоанн — самый великий из всех рожденных женами В Ветхом Завете (Мат. 11:11). Иоанн родился, согласно предсказанию ангела, от престарелых Захарии и Елисаветы, которые происходили из священнического рода, и посвящен с самого начала своей жизни на служение Богу (Лук. 1:15). Уже в утробе матери он возрадовался Мессии, Который родился б месяцев спустя после его рождения (Лук. 1:23,44). Когда его обрезали, то, по повелению ангела, нарекли ему имя Иоанн — Иегова милосерд — ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лук. 1: 63). Он рос в пустынях до дня явления своего Израилю, в 15-й год царствования Тиверия, приблизительно в 29г. по Р.Хр. (Лук. 1:80; 3:1). В Иудейской пустыне он начал собирать вокруг себя толпы людей, действуя на них своей строгой и аскетической жизнью и, особенно, своей проповедью покаяния в духе и силе Илии. Он без снисхождения обличал грехи каждого (Лук. 3:7 и дал.), проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Map. 1:4) и направляя людей к Крестящему Духом СвятымХристу (Лук. 3:16). Иоанн указывал на Него, как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Иоан. 1:29), Которого он узнал через откровение, во время крещения (Иоан. 1:33 и дал.). Иоанн продолжал свою деятельность недолгое время после выступления Иисуса Христа (Иоан. 3:23; 4:1). Он учил своих учеников поститься (Мат. 9:14) и молиться (Лук. 11:1) и пользовался всеобщим почтением (Лук. 3:15); синедрион посылал к нему посольство (Иоан. 1:19 и дал.); Ирод с удовольствием слушал его и многое делал, по его совету ( Map . 6:20). Но Иоанн все положил к ногам Иисуса Мессии, Которому должно было расти, а ему (Иоанну) умаляться. Как радуется друг жениха, когда подводит невесту к жениху, так радовался и Иоанн, когда видел всех уходящих от него к Иисусу (Иоан. 3:23). Ирод Антипа посадил Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал его (Лук. 3:20), а потом велел отрубить ему голову по настоянию дочери Иродиады (Мат. 14:3 и дал.). О посольстве, которое Иоанн отправил из тюрьмы к Иисусу с вопросом: «Ты ли тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» Многие думают, что оно было послано по причине Сомнение? Узнать в Словаре Даля. Сомнение - это...'>сомнения у Иоанновых учеников; но другие считают (что вероятнее), что сомнение самого Иоанна понудило его послать это посольство. Пока он находился там во тьме и ничего не слышал о том царстве, которое должен был основать Мессия, сомнение начало омрачать его, и он обратился к Иисусу, чтобы Тот рассеял его сомнения. При всем своем светлом понятии о новозаветных истинах он все-таки находился в рамках Ветхого Завета, и поэтому пережил ту же внутреннюю борьбу, что и близкие ученики Иисуса (Мат. 20:20 и дал.; Лук, 24:21; Деян. 1:6). Возможно, он также хотел воспользоваться этим случаем, чтобы, разрешив свои сомнения, посылать от себя к Иисусу тех из учеников, которые еще оставались при нем. 4) Иоанн, евангелист, «ученик, которого любил Иисус» (Иоан. 21:7,20), сын рыболова Зеведея и Соломин, брат Иакова. Думают, что он был один из тех двух учеников Иоанна Крестителя, который последовал за Иисусом (Иоан. 1:37 и дал.). После этого первого знакомства он был призван Господом при море Галилейском и поставлен апостолом. Иоанн стал одним из трех самых близких учеников Иисуса Христа. Вместе с Иаковом и Петром он был свидетелем воскресения дочери Иаира, видел преображенного Наставника на горе, и был с Ним в Гефсимании; на вечери Господней он лежал у груди Спасителя. Вместе с Марией он стоял около креста; Мать Наставника была поручена ему. Все то, что он сам наблюдал и слышал, о том и свидетельствует нам. Вместе с Петром (отречение которого и слезы раскаяния он слышал и видел, и восстановление которого он так прекрасно описал) мы видим его у гроба Воскресшего, затем на Геннисаретском озере, во время первого гонения христиан в Иерусалиме и при первых успехах проповеди в Самарии. После сошествия Святого Духа и рассеяния верующих из Иерусалима, Иоанн — как говорит преданиепошел в Малую Азию и поселился в Ефесе. Там он пас те церкви, которые основал Павел; там же он написал свое Евангелие. Император Домициан сослал его на Патмос, где он получил откровение для утешения гонимой церкви. На Патмосе или в Ефесе он также написал свои послания для подкрепления своих духовных детей. Во время царствования императора Нерона он возвратился в Ефес, где и умер в глубокой старости в царствование императора Траяна, около 100 г. по Р. Хр. Иероним рассказывает про Иоанна, что тот в своей старости не мог много говорить, но постоянно повторял одни и те же слова: «Возлюбленные дети, любите друг друга». Когда спрашивали его, почему он так часто повторяет это, он отвечал: «Потому что это заповедь Господа, и если она исполняется, то и достаточно». Характер Иоанна не был таким мягким и женственным, как это иногда приписывается ему. Он был один из двух «сыновей громовых» ( Map . 3:17). См. Иак. 1. Характер Иоанна, который побуждал его запрещать другим действовать именем Христа, потому лишь что они не ходили вместе с Иисусом, или свести с неба огонь для истребления самарян, не принявших Спасителя, или получить для себя самое лучшее место в царстве Мессии (См. Map. 9: 38; Лук. 9:54; Мат. 20:20 и дал.) не изменился сразу, но смягчился и постепенно силою благодати сделался святым. С неустрашимостью он свидетельствовал о Воскресшем Спасителе (Деян. 4:13 и дал.) и ревностно писал против лжеучителей (1 Иоан. 2:4; 2 Иоан. 10). Апостол любви знал также и о «святом гневе» (Иоан. 3:38).

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Иоанн» в других словарях:

Иоанн

- Бет-селевкийский (Персидский) (ум. ок. 345) - епископ,священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память вПравославной... и еще 9 определений
Энциклопедический словарь

иоанн

- (англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre) (1167-1216), прозванный Безземельным, английский король из династии Плантагенетов. И...
Энциклопедия Кольера

иоанн

- Иоанн (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в ·свящ. Писании ·Ветх. и ·Н.З., именно: а) (·2Езд.8:38) сын Акатана, о...
Библейская энциклопедия

Связанные понятия: